Раскачали Сибирь События

Раскачали Сибирь

Союз композиторов России вместе с МАСМ «зачитали» современные партитуры в Новосибирске

Проект «Композиторские читки» существует уже третий год. Теперь он впервые прошел и в Сибири – Новосибирская консерватория охотно откликнулась на инициативу провести композиторскую лабораторию, в которой соединились лекции и индивидуальные занятия с опытными наставниками-композиторами, концерт современной музыки и ридинг-сессии с известным московским ансамблем.

Настасья Хрущева

Что же такое «Композиторские читки»? Молодые авторы до 35 лет показывают свои сочинения известным музыкантам и получают профессиональные наставления. Композиторов на этот раз оказалось четырнадцать. Все из разных городов: Новосибирск и Нижний Новгород, Санкт-­Петербург и Уфа, Воронеж и Екатеринбург, Москва и Горно-Алтайск, Красноярск и Казань. Композиторов-кураторов трое: Дмитрий Курляндский, Виктор Екимовский и Настасья Хрущева – «авангардисты» от музыки. Исполнители – Московский ансамбль современной музыки – коллектив, который одним из первых стал играть современную классику в нашей стране и не побоялся строить на этом репертуаре музыкальную карьеру.

Виктор Екимовский

«Читки» шли четыре дня: концерт МАСМ в Новосибирской филармонии в последний день, в остальные – образовательный интенсив в стенах Новосибирской консерватории: с утра – лекция, после обеда – ридинг-сессия, ну а вечером индивидуальные занятия с композиторами-кураторами.

Дмитрий Курляндский

(Не)лекторий

Лекции кураторов были «неформатом». Настасья Хрущева зачитала лекцию с элементами перформанса о «русской пустоте», метамодерне и постиронии (автор сразу сообщила, что ее зажигательное выступление будет 18+). Дмитрий Курляндский предпочел назвать лекцию беседой и заверил, что по ходу ему можно задавать вопросы и вообще менять модус дискуссии. Виктор Екимовский решил ограничиться демонстрацией собственных партитур, в числе которых была Девятая симфония «Эпитафия авангарду», с успехом исполненная Владимиром Юровским на последнем фестивале «Другое пространство».

Читай меня полностью

Ридинг-сессия с Московским ансамблем современной музыки стала самой желанной частью «читок». Это не было прилюдной «поркой» за неумение обращаться с инструментарием, скорее – важным внутрицеховым разговором. К дискуссии после композиторов-кураторов и музыкантов МАСМ мог присоединиться любой желающий – ноты сочинений параллельно транслировались на большом экране. Все проходило в доброжелательной и ненапряжной атмосфере. Успевали и делом заниматься, и шутки шутить.

Продолжительность читаемых партитур была различной – от нескольких миниатюр до целой сонаты, степень завершенности – от work in progress до готового концертного сочинения. Многое из услышанного на «читках» конвенционально: будь то скрипичная пьеса Павла Краскова, вдохновленная то ли Брамсом, то ли Хиндемитом, или флейтовая соната Гульемеш Баязитовой, где фольклор поставлен во главу угла. Но были произведения и более смелые, к примеру, предполагающие препарацию инструментов. Дарья Мараева из Новосибирска написала цикл фортепианных миниатюр для препарированного фортепиано, вдохновляясь маленькими японскими скульп­турами нэцкэ.

Участники «Композиторских читок»

На «читках» было немало нестандартных и необычных сочинений. Кировчанин Дмитрий Ефремов представил партитуру для виолончелиста и перформера, в которой, помимо сложной технической подготовки (тонкий лист ПВХ на полу, особое приспособление для виолончельного шпиля и леска, связывающая двоих исполнителей), необходимо суметь прочитать сложные графические символы. «В провинциальных городах (что актуально лично для меня) ты теряешь ощущение времени, выбиваешься из контекста музыкальной жизни, – признается Дмитрий, – поэтому для меня участие в “читках” – возможность услышать, что происходит сегодня в среде молодых российских авторов». Запомнилось многим и сочинение Антонины Шашкиной, когда на экране вместо нот появилось изображение нескольких квад­ратов и инструкция к исполнению. Не удивился лишь кларнетист МАСМ-ансамбля Олег Танцов, мастер в исполнении концептуальных пьес. «Формат “читок” не подразумевает конкуренции, все мероприятия открыты и располагают к взаимодействию – в результате складывается очень теплая творческая атмосфера, – говорит Антонина. – Еще важный момент: оцениваются в первую очередь твои сочинения, а не композиторский бэкграунд. Такое отношение очень поддерживает, вдохновляет творить дальше».

Многие из молодых авторов услышали свои произведения на «читках» впервые: петербуржец Иван Никандров признался, что именно ридинг-сессия помогла ему понять недочеты и обнаружить «непрослушанные» места. Исполнение практически каждой партитуры сопровождалось разговорами о технологии композиции и корректности в нотной записи. В Rondo Анны Мухутдиновой таким поводом стали кластеры и особенности их применения, а вот в квинтете «Эпос» Байару Такшиной поговорили еще и о возможностях нотации алеаторных «трансовых» частей ее партитуры, первоначально написанной к видеоарту знакомой художницы.

Московский Ансамбль Современной Музыки: Роман Минц, Ольга Дёмина, Михаил Дубов, Олег Танцов, Мария Алиханова

И что же теперь?

По результатам «читок» трое ребят стали обладателями именных стипендий от Союза композиторов России: Алексей Шиховцов из Красноярска, Дмитрий Ефремов из Кирова и Байару Такшина из Горно-Алтайска. Еще двое – Роман Пархоменко из Казани и Александр Перов из Новосибирска – станут участниками Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском в сентябре этого года. Также по результатам «читок» был определен резидент Московского ансамбля современной музыки – Антонина Шашкина из Воронежа. Ее сочинение «ЪЕЪ-Вариации» для кларнета будет исполнено московским коллективом в сезоне 2020/21 года.

«За эти четыре дня произошло много важного, – отметила Наталья Санникова, проректор по творческой работе Новосибирской консерватории. – “Композиторские читки” раскачали нашу консерваторскую жизнь, наши умы, стали импульсом и точкой отсчета, началом многого».

«Читки» не заканчиваются. Проект Союза композиторов и МАСМ был поддержан Фондом президентских грантов, а это значит, что «читки» на протяжении трех лет пройдут еще в пяти городах. Следующая сессия – в Санкт-Петербурге в июле этого года. Ну что, почитаем?

«Композиторские читки» пройдут летом в Санкт-Петербурге

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории