Равновесие на краю События

Равновесие на краю

В Нижнем Новгороде на XVI Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова отметили 100-летие ученого

«В прошлые годы мы проводили фестиваль для него, а сейчас решили сделать программу о нем самом», – рассказала журналистам директор Нижегородской филармонии Ольга Томина. Она помнит те времена, когда академик Сахаров инкогнито приходил на концерты в Большой Кремлевский зал. Ведь Нижний Новгород стал местом его ссылки, о чем на открытии рассказал со сцены генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Честь «разрезать ленточку» и быть первым артистом фестиваля выпала Денису Мацуеву. Пианист выбрал непафосный Второй концерт Шопена – романтичный, мятущийся между борьбой и стремлением к гармонии, красоте. Артист выучил Концерт в пандемию, почувствовав потребность в более интимном высказывании. Обращение Дениса к Шопену – это своего рода вызов и самому себе, так как стиль Концерта далек от фресковости, требует легкого туше, длинной, текучей фразировки, жемчужного перле, поэтичного звучания рояля. Со всем этим Денис справился играючи – видно, что за этот сезон он успел проникнуться вкусом «игры в бисер» и почувствовать себя естественно в хрупких конструкциях шопеновского текста. Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии был заодно с солистом, с которым коллектив и его руководителя маэстро Александра Скульского связывают десятилетия дружбы. Однако безоблачность творческого взаимопонимания омрачило непривычно глуховатое звучание рояля: после концерта Денис Мацуев объяснил, что филармонический инструмент за период пандемии слишком долго «молчал» и впал в спячку. Впрочем, пьесой «В пещере горного короля» Грига пианисту удалось и рояль «пробудить», и публику «завести». Об этом сказал со сцены губернатор Глеб Никитин: «Ч­то-то невообразимое было. Последние аккорды заставили сердце танцевать в груди. Мы по-настоящему счастливы погрузиться в музыку в таком исполнении». И вручил Денису Мацуеву, а также Ольге Томиной почетные дипломы «Посол 800-летия Нижнего Новгорода».

Во второй части вечера кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева погрузила зал в тяжелые размышления о поисках истины, о нравственном выборе верной дороги. Строки «Иду в неведомый мне путь» невольно соотносились с жизнеописанием Андрея Сахарова, а подчеркнуто монументальный характер, величественные темпы почти на физиологическом уровне передавали всю тяжесть ноши, тот крест, который добровольно нес академик. Приехавшая из Москвы Капелла имени А. А. Юрлова выступила в коллаборации с филармоническим оркестром, став героем не только концерта-­открытия, но и всей первой трехдневки. Прославленный коллектив спел также сольную программу уже под руководством своего худрука Геннадия Дмитряка и принял участие в исполнении Девятой симфонии Бетховена. Кстати, строчка из ее финала «Обнимитесь, миллионы» стала девизом всей фестивальной программы, имевшей ярко гуманистическую направленность.

Одним из центральных событий линии, связанной непосредственно с темой юбилея Андрея Сахарова, стала литературно-­музыкальная композиция «Равновесие на краю» (автор Елена Исаева). В сценарии последовательно представлялись эпизоды жизни академика: детские годы, первые научные достижения, испытания водородной бомбы… Биографические факты перемежались цитатами из воспоминаний и статей Сахарова, последовательно показывая эволюцию его взглядов. Вначале – поиски оправдания: «Стратегическое равновесие – взаимное термоядерное устрашение, быть может, в этих глобальных идеях содержится наше интеллектуальное оправдание. Огромные усилия по разработке средства, отнимаемые у нищей и голодной, разрушенной вой­ной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях. Все это заставляло думать и работать так, чтобы эти жертвы были ненапрасными». Затем – осознание, что «мы несем смерть не только настоящему, но и будущему».

Глеб Никитин, Ольга Томина и Денис Мацуев

Народный артист России Евгений Князев, хорошо известный по многим чтецким программам, экспрессивно читал эти строки, внутренне перевоплощаясь в пламенного правозащитника. Музыка поддерживала его пафос, хотя отбор произведений внешне выглядел несколько случайным: АСО Нижегородской филармонии под управлением Александра Скульского играл (и очень хорошо это делал) фрагменты из увертюр к «Тангейзеру» Вагнера, к «Дон Жуану» Моцарта, части из фортепианных концертов Скрябина, Баха, Бетховена… Конечно, музыка – невербальное и многоуровневое искусство, тем не менее звучание Баллады соль минор Шопена (солистка – Надежда Хлынова), шедшее фоном в момент рассказа о столкновении Сахарова с Хрущевым на встрече с учеными-­атомщиками, выглядело не слишком мотивированным. Музыкальный ряд мог бы иметь свою концепцию, дополняя и обогащая документальную основу.

Название Сахаровского фестиваля – «Русское искусство и мир», и по традиции несколько программ были посвящены музыке разных европейских культур. «День Франции» представлял струнный квартет Diotima, сыгравший впервые в Нижнем Новгороде композицию А. Дютийе «Итак, ночь», а также квартеты Дебюсси и Равеля. А Нидерландам отвели два дня. Камерный дуэт VitaDuo сложился из российских музыкантов, работающих ныне в стране тюльпанов. Виталий Ватуля (саксофон) и Мария Немцова (клавесин, фортепиано) привезли эффектную программу «Пусть счастье никогда не заканчивается», названную по одноименному произведению современного нидерландского композитора Якоба тер Вельдхауса. В компании с ним прозвучали версия «Сюиты в старинном стиле» Шнитке, вариации Свелинка и букет сочинений наших авторов – Полины Назайкинской, Павла Карманова, Алексея Курбатова. Не менее интересна оказалась и программа с симфоническим оркестром, за пульт которого встал Антон Шабуров. Маэстро, дебютировавший в Нижегородской филармонии, постарался удивить слушателей, включив целых три российских и одну нижегородскую премьеры, в числе которых оказались симфоническая сюита «Электра» Дипенброка, Симфония № 3 Хендрика Андриссена и интертекстуальная партитура Луи Андриссена «Девять симфоний Бетховена для променад-­оркестра и колокольчика продавца мороженого», написанная в 1970 году к 200-летию венского классика. Надо сказать, что в афише некоторые другие вечера также могли бы пройти под национальными флагами: так, сочинения Бетховена и Брамса в исполнении пианиста Бориса Березовского вполне бы могли оказаться под маркой «Дня Германии». Конгломерат культур собрал финальный оперный гала, включавший арии Гуно, Россини, Доницетти, Чайковского. С хедлайнером марафона АСО Нижегородской филармонии и маэстро Скульским выступили любимица местной публики солистка Большого театра Анна Аглатова и – сложно поверить, что впервые – тенор Дмитрий Корчак. Вот такие приятные сюрпризы приготовили себе и публике организаторы Сахаровского фестиваля.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»