Равновесие на краю События

Равновесие на краю

В Нижнем Новгороде на XVI Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова отметили 100-летие ученого

«В прошлые годы мы проводили фестиваль для него, а сейчас решили сделать программу о нем самом», – рассказала журналистам директор Нижегородской филармонии Ольга Томина. Она помнит те времена, когда академик Сахаров инкогнито приходил на концерты в Большой Кремлевский зал. Ведь Нижний Новгород стал местом его ссылки, о чем на открытии рассказал со сцены генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Честь «разрезать ленточку» и быть первым артистом фестиваля выпала Денису Мацуеву. Пианист выбрал непафосный Второй концерт Шопена – романтичный, мятущийся между борьбой и стремлением к гармонии, красоте. Артист выучил Концерт в пандемию, почувствовав потребность в более интимном высказывании. Обращение Дениса к Шопену – это своего рода вызов и самому себе, так как стиль Концерта далек от фресковости, требует легкого туше, длинной, текучей фразировки, жемчужного перле, поэтичного звучания рояля. Со всем этим Денис справился играючи – видно, что за этот сезон он успел проникнуться вкусом «игры в бисер» и почувствовать себя естественно в хрупких конструкциях шопеновского текста. Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии был заодно с солистом, с которым коллектив и его руководителя маэстро Александра Скульского связывают десятилетия дружбы. Однако безоблачность творческого взаимопонимания омрачило непривычно глуховатое звучание рояля: после концерта Денис Мацуев объяснил, что филармонический инструмент за период пандемии слишком долго «молчал» и впал в спячку. Впрочем, пьесой «В пещере горного короля» Грига пианисту удалось и рояль «пробудить», и публику «завести». Об этом сказал со сцены губернатор Глеб Никитин: «Ч­то-то невообразимое было. Последние аккорды заставили сердце танцевать в груди. Мы по-настоящему счастливы погрузиться в музыку в таком исполнении». И вручил Денису Мацуеву, а также Ольге Томиной почетные дипломы «Посол 800-летия Нижнего Новгорода».

Во второй части вечера кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева погрузила зал в тяжелые размышления о поисках истины, о нравственном выборе верной дороги. Строки «Иду в неведомый мне путь» невольно соотносились с жизнеописанием Андрея Сахарова, а подчеркнуто монументальный характер, величественные темпы почти на физиологическом уровне передавали всю тяжесть ноши, тот крест, который добровольно нес академик. Приехавшая из Москвы Капелла имени А. А. Юрлова выступила в коллаборации с филармоническим оркестром, став героем не только концерта-­открытия, но и всей первой трехдневки. Прославленный коллектив спел также сольную программу уже под руководством своего худрука Геннадия Дмитряка и принял участие в исполнении Девятой симфонии Бетховена. Кстати, строчка из ее финала «Обнимитесь, миллионы» стала девизом всей фестивальной программы, имевшей ярко гуманистическую направленность.

Одним из центральных событий линии, связанной непосредственно с темой юбилея Андрея Сахарова, стала литературно-­музыкальная композиция «Равновесие на краю» (автор Елена Исаева). В сценарии последовательно представлялись эпизоды жизни академика: детские годы, первые научные достижения, испытания водородной бомбы… Биографические факты перемежались цитатами из воспоминаний и статей Сахарова, последовательно показывая эволюцию его взглядов. Вначале – поиски оправдания: «Стратегическое равновесие – взаимное термоядерное устрашение, быть может, в этих глобальных идеях содержится наше интеллектуальное оправдание. Огромные усилия по разработке средства, отнимаемые у нищей и голодной, разрушенной вой­ной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях. Все это заставляло думать и работать так, чтобы эти жертвы были ненапрасными». Затем – осознание, что «мы несем смерть не только настоящему, но и будущему».

Глеб Никитин, Ольга Томина и Денис Мацуев

Народный артист России Евгений Князев, хорошо известный по многим чтецким программам, экспрессивно читал эти строки, внутренне перевоплощаясь в пламенного правозащитника. Музыка поддерживала его пафос, хотя отбор произведений внешне выглядел несколько случайным: АСО Нижегородской филармонии под управлением Александра Скульского играл (и очень хорошо это делал) фрагменты из увертюр к «Тангейзеру» Вагнера, к «Дон Жуану» Моцарта, части из фортепианных концертов Скрябина, Баха, Бетховена… Конечно, музыка – невербальное и многоуровневое искусство, тем не менее звучание Баллады соль минор Шопена (солистка – Надежда Хлынова), шедшее фоном в момент рассказа о столкновении Сахарова с Хрущевым на встрече с учеными-­атомщиками, выглядело не слишком мотивированным. Музыкальный ряд мог бы иметь свою концепцию, дополняя и обогащая документальную основу.

Название Сахаровского фестиваля – «Русское искусство и мир», и по традиции несколько программ были посвящены музыке разных европейских культур. «День Франции» представлял струнный квартет Diotima, сыгравший впервые в Нижнем Новгороде композицию А. Дютийе «Итак, ночь», а также квартеты Дебюсси и Равеля. А Нидерландам отвели два дня. Камерный дуэт VitaDuo сложился из российских музыкантов, работающих ныне в стране тюльпанов. Виталий Ватуля (саксофон) и Мария Немцова (клавесин, фортепиано) привезли эффектную программу «Пусть счастье никогда не заканчивается», названную по одноименному произведению современного нидерландского композитора Якоба тер Вельдхауса. В компании с ним прозвучали версия «Сюиты в старинном стиле» Шнитке, вариации Свелинка и букет сочинений наших авторов – Полины Назайкинской, Павла Карманова, Алексея Курбатова. Не менее интересна оказалась и программа с симфоническим оркестром, за пульт которого встал Антон Шабуров. Маэстро, дебютировавший в Нижегородской филармонии, постарался удивить слушателей, включив целых три российских и одну нижегородскую премьеры, в числе которых оказались симфоническая сюита «Электра» Дипенброка, Симфония № 3 Хендрика Андриссена и интертекстуальная партитура Луи Андриссена «Девять симфоний Бетховена для променад-­оркестра и колокольчика продавца мороженого», написанная в 1970 году к 200-летию венского классика. Надо сказать, что в афише некоторые другие вечера также могли бы пройти под национальными флагами: так, сочинения Бетховена и Брамса в исполнении пианиста Бориса Березовского вполне бы могли оказаться под маркой «Дня Германии». Конгломерат культур собрал финальный оперный гала, включавший арии Гуно, Россини, Доницетти, Чайковского. С хедлайнером марафона АСО Нижегородской филармонии и маэстро Скульским выступили любимица местной публики солистка Большого театра Анна Аглатова и – сложно поверить, что впервые – тенор Дмитрий Корчак. Вот такие приятные сюрпризы приготовили себе и публике организаторы Сахаровского фестиваля.

Байка про Стравинского, Дягилева и лисичку со скалочкой События

Байка про Стравинского, Дягилева и лисичку со скалочкой

В Мариинском театре состоялся вечер премьер Игоря Стравинского

От милосердия не убежишь События

От милосердия не убежишь

Ричард Джонс поставил «Милосердие Тита» Моцарта в Лондоне

Коварство, любовь и Гендель События

Коварство, любовь и Гендель

На Новой сцене Большого театра под конец сезона состоялась важная премьера – первая в России постановка оперы Георга Фридриха Генделя «Ариодант».

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла События

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла

О новом витке интереса к творчеству забытого американского композитора