Различимая невооруженным глазом звезда События

Различимая невооруженным глазом звезда

«Сириус» вновь принимает гостей

Два года назад городской округ «Сириус» в Имеретинской долине на Черноморском побережье получил особый статус федеральной территории с самостоятельными органами публичной власти и собственным бюджетом. Сердцем «Сириуса» стал Образовательный центр, открытый по инициативе президента Российской Федерации Владимира Путина в 2015 году на базе Олимпийского парка. В настоящее время это современный, стремительно развивающийся инновационный, научно-­образовательный, культурный и туристический кластер — уникальное творческое и экспериментальное пространство. Вся его концепция ориентирована на процесс взращивания нового поколения высококлассных специалистов самых разных направлений, включая спорт и гуманитарные дисциплины. Важное место в этой лаборатории отведено музыкальному воспитанию и музыкально-­просветительской сфере.

Параллельно с ежемесячно обновляющимися образовательными программами «Академическая музыка» и «Хореография» «Сириус» проводит музыкальные фестивали. За прошедший год на федеральной территории сыграли более шести десятков концертов. В туристический сезон здесь сразу две локации — открытая сцена на Медальной площади Олимпийского парка и Большой зал самого Парка науки и искусства — принимали Большой летний музыкальный фестиваль. Масштаб этого мероприятия, количество приглашенных артистов и коллективов, их исполнительский класс — все это попало в поле зрения редакции «Музыкальной жизни», и, подводя итоги года в предыдущем номере журнала, мы назвали «Сириус» в категории «Прорыв».

Итоги года

У руководства Парка науки и искусств, равно как и администрации федеральной территории, наполеоновские планы и серьезные творческие амбиции. Художественный руководитель фонда «Талант и успех» Ханс-­Йоахим Фрай — известный режиссер и продюсер — видит будущее «Сириуса» как нового Зальцбурга. К­ому-то подобный ориентир покажется чересчур дерзким — все же у родины Моцарта уходящие вглубь веков традиции и связь с именем одного из самых популярных в мире классиков. Но у «Сириуса» своя собственная история и отличные «базовые» параметры: прекрасная локация в субтропическом климате Краснодарского края, молодой, энергичный управленческий коллектив, поддержка таких крупных артистов, как Валерий Гергиев, Сергей Ролдугин, и, конечно, что весьма существенно, — финансовые возможности.

Ханс-Йоахим Фрай: Музыка – единая вселенная

В настоящее время концертная программа фестивалей «Сириуса» ориентирована на те пространства, которые оставила в наследство Олимпиада 2014 года. Одно из них — зал «Атом» — удалось отлично адаптировать для исполнения камерной музыки. Здесь хорошо звучат как произведения для сольных инструментов, так и ансамблевые и даже хоровые опусы. Акустические параметры Большого зала, где в настоящее время проводятся концерты симфонической музыки, не столь удовлетворительны, и эту насущную проблему уже совсем скоро решит строящийся на Международной улице концертный комплекс. Этот крупный проект должен вывести «Сириус» на качественно новый уровень и открыть новые перспективы. По словам председателя Совета федеральной территории Елены Шмелевой, партнером театрально-­концертного центра станет Высшая музыкальная школа, которую в настоящий момент достраивают. Творческий тандем этих институций сможет формировать детские и молодежные абонементы, развивать программы, адресованные профессиональным музыкантам. Юные таланты встретятся на одной сцене с признанными мэтрами — своими наставниками.

Открытие нового зала запланировано на 2024 год. Архитектор Андрей Литвинов, приглашенный фондом «Талант и успех» для реализации проекта концертной площадки, а также выступающий в качестве директора Центра урбанистики и дизайна окружающей среды университета «Сириус», уверен в том, что этот объект имеет все шансы стать символом культурного развития края. «По совокупности решений наш зал не имеет аналогов, — говорит Литвинов. — Размышляя над тем, каким может быть его внешний облик, я отталкивался от того, что новый город возводится на том месте, которое раньше занимал природный массив. Хотелось создать некое творческое продолжение этого контекста. Я представлял себе горные хребты. Поэтому мой выбор пал на параметрический дизайн — синтез архитектуры, математики, технологий и органики. Подобные фасады уникальны тем, что силуэт здания меняется в зависимости от точки обзора — находясь на разных возвышенностях, вы можете заметить, как преображаются изгибы, очертания сооружения, как меняется динамика форм». В наступившем году, по словам архитектора, основной спектр работ будет сосредоточен вокруг внутренних элементов здания. Предстоит также выбрать облицовочные материалы, после чего начнется внешняя отделка.

Ханс-Йоахим Фрай, Елена Шмелева, Андрей Литвинов

В дни открытия первого Новогоднего фестиваля в «Сириусе» — нового ежегодного проекта — строящийся концертный зал посетил Валерий Гергиев. Маэстро уверен, что его камерное пространство сможет сыграть существенную роль в продвижении молодых исполнителей. Руководитель Мариинского театра также упомянул о преимуществе региона, где туристический отдых теперь сопряжен с культурным досугом. «“Сириус” — замечательная идея, которая помогает сфокусировать усилия и всей страны и отдельных отраслей на образовании, культурном продвижении — беречь наши сокровища, а созданные русскими композиторами шедевры — это тоже сокровища, и мы делимся ими с детьми, молодежью, теми людьми, которые не всегда имеют возможность прикоснуться к ним. Безусловно, благодаря довольно мощному образовательному кластеру “Сириус” вскоре станет одной из культурных столиц России. Я с большой надеждой смотрю на сценарий его ближайшего будущего», — поделился Валерий Гергиев. Говоря о программе открытия фестиваля, маэстро напомнил собравшимся, что для всей русской культуры 2023 год — это юбилей Сергея Рахманинова, и присутствие в программе вечера Второй симфонии классика — обоюдное с представителями «Сириуса» желание отпраздновать это знаменательное событие.

Валерий Гергиев

Объявленная Валерием Абисаловичем русская программа хоть и выглядела хрестоматийной, но на деле вышла не без неожиданностей. Оба сочинения оркестр Мариинского театра играл без перерыва — единым отделением. Более того, расширенная версия Сюиты из музыки к «Щелкунчику» неожиданно потеряла танец Феи Драже и па-де-де. Сказочные образы Гофмана — Чайковского вскоре утонули в мрачном суровом вступлении Второй симфонии Рахманинова, и чем напряженнее становилось музыкальное повествование, тем сильнее ощущался разительный контраст между выбранными Гергиевым произведениями. Можно было предположить, что дирижер задумывал концепцию, в которой были бы отражены два возраста — юность и зрелость мира, год предыдущий и год минувший… Образы, вселяющие нам страх, оказываются всего лишь видениями, а истинные переживания, как разбушевавшаяся во второй части симфонии Рахманинова вьюга, обрушиваются на нас неожиданно, заставая врасплох. Однако это предположение пришлось перечеркнуть, потому что в качестве биса Гергиев и его коллектив сыграли те самые два самых популярных номера из «Щелкунчика». Волшебство случается даже посреди ожесточенной борьбы — именно так хотелось интерпретировать подобное программное решение.

Павел Милюков, Мирослав Култышев, Сергей Ролдугин

На следующий день фестивальную эстафету перехватили выступившие в зале «Атом» пианист Мирослав Култышев, скрипач Павел Милюков и виолончелист Сергей Ролдугин. Магистральным сочинением вечера камерной музыки стал принадлежащий к позднему периоду творчества Рахманинова цикл Вариаций на тему Корелли в исполнении Мирослава Култышева. Пианист сделал упор на драматическую, философскую составляющую произведения, чем подтвердил зрелось своего исполнительского мышления. Впечатляющая, выдержанная, убедительная как в техническом, так и в художественном отношении интерпретация Култышева была восторженно встречена публикой. Павел Милюков продемонстрировал элегантное, изящное музицирование. Сергей Ролдугин предстал перед залом сконцентрированным и погруженным в размышления.

Подарком фестивалю стало выступление Хора мальчиков старейшего профессионального учебного заведения России — училища имени М. И. Глинки. Исполненная коллективом Литургия Святого Иоанна Златоуста раскрыла еще одну важную грань наследия Рахманинова — его духовные сочинения.

Елена Шмелева: В «Сириусе» мы формируем широкий взгляд на мир

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»