Разрушение стереотипов События

Разрушение стереотипов

Хибла Герзмава и Элина Гаранча спели совместные концерты в Москве и Санкт-Петербурге

Нередко наш слух коробят такие «пожелания» перед классическими концертами: «хорошего отдыха», «приятного вечера», «наслаждайтесь». Хотя жанр в первую очередь предполагает не только приятное времяпрепровождение, но и серьезную интеллектуальную работу через осмысление и обдумывание услышанного. В какой-то степени концерт Хиблы Герзмава и Элины Гаранча примерил две составляющие «культурного мероприятия»: качество и музыкальные подробности обеспечили редкое наслаждение, в каком-то смысле, действительно, и отдых.

Последовательно концерт разрушал многие стереотипы – и это лучшая похвала для музыкантов, способных свою творческую правоту доказывать исключительно искусством. Например, Госоркестр имени Светланова без Владимира Юровского зачастую теряет не то чтобы мастерство, скорее, энергетику. И здесь уже ожидания превзошел дирижер Фабио Мастранджело – итальянско-французская оперная программа ему подчинилась, музыка преподносилась стильно, логично и оправданно, без единого спада в «дурновкусие». Знаменитая Баркарола Оффенбаха из оперы «Сказки Гофмана», исполненная певицами в дуэте, оказалась очищенной от типичных для нее опереточных штампов. И не только она прозвучала нетривиально.

В успехе оркестра важную роль играли главные героини. Природа их больших голосов и отточенная техника позволяли думать о нюансах и динамических оттенках, о взаимосвязи вокальной партии и оркестровых красок, обе они без наигранности вели «диалог» с солирующими инструментами, например. Обе «мотивированным» пением, то есть осознанным и продуманным, заведомо предотвращали темповые и другие художественные проблемы. Наконец, огромный сценический опыт помог им превратить концерт в «коллаж» из мини-спектаклей.

Хибла Герзмава, честно сказать, разрушает стереотип о себе буквально каждым появлением на сцене. Вроде бы все мы слышим ее странную и очень громкую манеру брать дыхание, иногда не совсем идеальную интонацию. Но ничего из перечисленного не сказывается на вокальной технике: специфическое дыхание, конечно, связано с индивидуальной физиологией. Хворостовский дышал примерно так же, кстати. Но это непринципиальные «детали». Важнее то, как она делает музыку. Например, даже коронная для певицы ария Леоноры из «Трубадура» Верди у нее звучала свежо и не запето благодаря точному следованию нотному тексту и искренним эмоциональным переживаниям. При этом трактовки у нее всегда подчеркнуто академичны, что характерно и для ее коллеги, но совсем не типично для современных певиц с целым арсеналом ненужных «штучек».

Элина Гаранча – звезда, которую публика ждала с особым нетерпением. Сегодня она является ведущей певицей в мире среди меццо-сопрано и для «романтического» репертуара имеет идеальный голос: с полноценно озвученным диапазоном, выровненным во всех регистрах. Поражают ее стилистические знания. Кто еще сегодня способен внятно озвучить арию Принцессы де Буйон из оперы «Адриана Лекуврер» Чилеа без форсирования в самом начале? Жаль, что она не спела свою «визитную» Далилу. Это ведь тоже надо уметь – сделать самую популярную музыку абсолютно «своей» и по-своему.

Нельзя не упомянуть в данном контексте один щепетильный момент. Но, думается, и этот факт лишний раз сделает честь примадоннам. Сегодня Хибла Герзмава и Элина Гаранча объективно не только на пике славы, но и возможностей. Век оперный недолог, и мы не успеем оглянуться, как их карьера скоро пойдет на спад – но сегодня многие даже до этой возрастной границы такую шикарную форму не сохраняют. Они же звучат великолепно, без всякой моральной и голосовой «усталости», без видимых усилий и напряжения.

Примадоннами они называются по законному праву. И нет, не только лишь серьезные международные карьеры навсегда закрепили за ними этот статус. Опера – это голос. У обеих певиц  голос от природы наделен всеми необходимыми качествами, такими как объем, полетность, гибкость. И каждая обладает невероятно выразительным тембром, что нам следует ценить как  основное преимущество. Сегодня, когда вокалисты в массе своей неприлично похожи друг на друга, Хибла Герзмава и Элина Гаранча узнаваемы с первых же нот.

«Голубой огонек» на «Рассвете» События

«Голубой огонек» на «Рассвете»

Музыканты проекта «Притяжение» устроили веселые проводы Старого Нового года

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка События

Золотое прикосновение Людмилы Семеняка

16 января Большой театр России отмечает юбилей одной из своих самых ярких балерин, а ныне педагога труппы, народной артистки СССР Людмилы Семеняка

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера События

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера

В Концертном зале имени П.И.Чайковского открылся Первый Международный фестиваль имени А.Н.Скрябина

Гармония противоречий События

Гармония противоречий

Исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Скрябина