Реабилитация  Сальери События

Реабилитация Сальери

В Рахманиновском зале Консерватории прошел концерт абонемента «Великие наставники прославленных учеников»

Он был посвящен Антонио Сальери.    Играли Петр Айду, Екатерина Державина, Елизавета Миллер,  Илья Гофман, Дмитрий Прокофьев, Григорий Кротенко и ансамбль «L’Esprit du Vent».

Я долго думала, идти ли мне на этот концерт. Ведь в соседнем зале консерватории  играли музыку Мосолова, звучащую не каждый день. Но пошла в итоге именно сюда. Потому что о Мосолове напишет вся музыкальная общественность, а этот концерт из цикла «Великие наставники прославленных учеников» – не факт, что осветят.
Речь идет о Сальери. И мое посещение можно  рассматривать как  благодарный «лайк» покойному Антонио. Потому что Сальери был талантливый и хороший. И не мрачно-злой, как многие думают,  а любезный и доброжелательный.  А «наше всё» (в смысле Пушкин) его оклеветал (как резонно заметили во вступительном слове к концерту).

И не только он.  Вспомните фильм Милоша Формана,  например,  где Моцарт – не только   «гуляка праздный», но вечно выпендривающийся подросток, хулиган. А Сальери всегда хмурит  лоб.  Но,  вообще-то, это Моцарт завидовал Сальери, успешно и впереди Вольфганга Амадея занимавшему лакомые посты с хорошим жалованьем, которое и Моцарт хотел получать. А не наоборот. Это очевидно из моцартовских  писем, которые он посылал  отцу .

Кстати, среди многочисленных сальериевых учеников (с которыми он весьма толково (и часто бесплатно) занимался – Черни, Гуммель, Шуберт, и, на минуточку, Бетховен, Лист, Керубини. Все, кроме двух последних, были представлены на концерте в Рахманиновском зале, который  назывался «Классный вечер».  Программа редчайшая: где еще услышишь трепещущие плотоядным и задорным смехом Десять вариаций Бетховена на тему дуэта «La stessa, la stessissima» из оперы Сальери «Фальстаф»? Или десять наивно-трогательных вариаций очень юного Шуберта, подарившего их любимому наставнику? Или забавный септет Гуммеля, с его несколько трескучей надеждой «переромантизить» романтизм? Да вот же тут Шопен, приговаривали знатоки  в зале.  (В Гуммеле  в числе других музицировал альтист Илья Гофман, с которым мы после этого подружились в фейсбуке, чему я рада, потому что одним прекрасным музыкантом в моем мире стало больше).

А развеселая – но и упражняющая пальцы – Фантазия на тему песни из «Сомнамбулы» Беллини – в 6 рук? Неужели это тот самый  Черни –  гроза детей, зануда этюдов? (Посвящаю это текст замечательной Лизе Миллер, которая героически играла с температурой, обеспечив две руки из шести необходимых). И изящное трио самого героя дня для двух гобоев и фагота. Он (Сальери, а не фагот), как всем известно, любил «гулять быстрым шагом по улицам, полным народа. Маленькая баночка с засахаренными фруктами, в которую он частенько заглядывал, альбом и карандаш — это всё, что составляло его багаж в подобных случаях; он бежал с тростью в руке на охоту за музыкальными идеями, и как только ему удавалось ухватить что-то, он тут же останавливался, чтобы зафиксировать это на бумаге». Так и сочинил.

 

Играли, кстати, не на аутентичных инструментах. Хотя хотели на… Но не сложилось по техническим причинам.

Я бы могла еще много концептуального написать о зеленых концертных штанах Петра Айду, сиреневой рубашке Филиппа Ноделя или о, как всегда феноменальных, носках Гриши Кротенко (эти были с изображением мадонны Рафаэля). Но Гриша, обеспечивший в Гуммеле уютно и почти по-джазовому «бухающий» контрабас, мне строго запретил писать о носках и велел писать о музыке. Так что пишу о ней.

Кстати, это не первый вечер  в честь Сальери. Роман Минц, один из основателей фестиваля камерной музыки «Возвращение», поведал, что «у нас был концерт учеников Сальери. В 2000 году». То есть на одном из ранних фестивалей.  А в Екатеринбурге несколько лет назад поставили  прекрасный балет по его «Вариациям на темы фолии». Так что процесс реабилитации несправедливо обиженного композитора на концертных и театральных сценах России понемногу идет. Медленно, но верно.

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».