Рецепт прозрения События

Рецепт прозрения

Госкапелла протестировала акустику, сыграв «Иоланту» в «Зарядье»

Опера в концертном исполнении – это почти спектакль, во всяком случае, так позиционируют свои проекты Валерий Полянский и Госкапелла России. Ставка делается не на приглашенных звезд (что по-своему бывает интересно), но на слаженную, спетую команду и яркую сценическую подачу. Если это опера на иностранном языке, то обязательно готовятся титры на русском, часто они сопровождаются видеорядом, выполняющим роль декораций. «Иоланта» Чайковского в переводах не нуждается, и поэто­му на огромном, закрывшем балкон над сценой экране показывались изумительной красоты проекции. Готические замки, их интерьеры, волшебной красоты цветущие сады стали рамой, обрамившей мистический сюжет о слепой дочери короля Рене, прозревшей благодаря жертвенной любви. Рыцарский роман был трактован Чайковским как притча, и речь тут шла прежде всего о душевной слепоте и о том, какие усилия должен совершить над собой человек, чтобы обрести свет – в первую очередь в душе и сердце, а затем уже телесно.

Кроме этого смыслового уровня, тут есть и интересные художественные находки, в частности, продолжение игры со стилями Чайковского – в начале оперы звучит почти моцартовская музыка, сопровождающая досуг Иоланты и ее подруг. А финальный хор – это экстатический гимн, лауды в честь «Творца Вселенной».

Игорь Яцко, возглавляющий творческую мастерскую в театре «Школа драматической пьесы», – постоянный партнер Валерия Полянского, похоже, готов двигаться в русле воззрений маэстро, для которого всегда во главе угла воля композитора, запечатленная в партитуре. Во всяком случае, его режиссерская задача – помочь певцам создать выразительные, запоминающиеся характеры в рамках существующей сюжетной канвы – реализовалась блестяще. Получился мобильный, компактный спектакль, легко обустраиваемый на любой площадке, – так что есть шанс, что новая работы Госкапеллы может быть показана и в гастрольных проектах – например, в малых городах, куда с просветительской миссией нередко наведываются музыканты.

На сцене несколькими штрихами намечены основные локации: вазоны на постаментах и пуфы обозначают парк, куда приходят Роберт, герцог Бургундский и его друг, граф Водемон. Старинное большое кресло – спальня Иоланты. Камзолы у мужчин и пышные длинные платья женщин отсылают нас в галантную эпоху, и, несмотря на объемное пространство зала «Зарядья», мы ощущаем приближенность и камерность этой истории, как будто рассматриваем книжку с красивыми иллюстрациями.

Акустика «Зарядья», в целом благодатная для певцов, не везде одинаково доносит и отражает звук. Наиболее выгодны были фронтальные мизансцены, но ведь важно и взаимодействие героев, и тут отчетливость иногда терялась, а в некоторых точках сцены и вовсе возникала «гулкость» и повышенная реверберация. Зато прекрасно звучал хор: поставленный позади оркестра, он как бы парил над ним, каждое слово было ясно проартикулировано: и все поняли и про васильки и лютики, и сердцем присоединились к Осанне Творцу.

Опыт Валерия Полянского и его команды позволил свести все акустические сложности к минимуму. Удачей стала партия Иоланты для Анастасии Привозновой, сыгравшей сильную в своей чистоте героиню. Ее звонкое сопрано красиво оттенило «темное» меццо Евгении Сегенюк – Марты. Валерий Гильманов – король Рене, кажется, был не совсем в идеальной певческой форме, но взял мастерством и харизмой. Традиционные аплодисменты снискала ария «Кто может сравниться с Матильдой моей», в которой блеснул Андрей Бреус – Роберт. Запомнился колоритным «бедуинским» костюмом и энергетикой Руслан Розыев – Эбн-Хакиа, и подтвердил свой успех победитель недавнего конкурса Хосе Каррераса Евгений Либерман – Водемон.