Рецепт прозрения События

Рецепт прозрения

Госкапелла протестировала акустику, сыграв «Иоланту» в «Зарядье»

Опера в концертном исполнении – это почти спектакль, во всяком случае, так позиционируют свои проекты Валерий Полянский и Госкапелла России. Ставка делается не на приглашенных звезд (что по-своему бывает интересно), но на слаженную, спетую команду и яркую сценическую подачу. Если это опера на иностранном языке, то обязательно готовятся титры на русском, часто они сопровождаются видеорядом, выполняющим роль декораций. «Иоланта» Чайковского в переводах не нуждается, и поэто­му на огромном, закрывшем балкон над сценой экране показывались изумительной красоты проекции. Готические замки, их интерьеры, волшебной красоты цветущие сады стали рамой, обрамившей мистический сюжет о слепой дочери короля Рене, прозревшей благодаря жертвенной любви. Рыцарский роман был трактован Чайковским как притча, и речь тут шла прежде всего о душевной слепоте и о том, какие усилия должен совершить над собой человек, чтобы обрести свет – в первую очередь в душе и сердце, а затем уже телесно.

Кроме этого смыслового уровня, тут есть и интересные художественные находки, в частности, продолжение игры со стилями Чайковского – в начале оперы звучит почти моцартовская музыка, сопровождающая досуг Иоланты и ее подруг. А финальный хор – это экстатический гимн, лауды в честь «Творца Вселенной».

Игорь Яцко, возглавляющий творческую мастерскую в театре «Школа драматической пьесы», – постоянный партнер Валерия Полянского, похоже, готов двигаться в русле воззрений маэстро, для которого всегда во главе угла воля композитора, запечатленная в партитуре. Во всяком случае, его режиссерская задача – помочь певцам создать выразительные, запоминающиеся характеры в рамках существующей сюжетной канвы – реализовалась блестяще. Получился мобильный, компактный спектакль, легко обустраиваемый на любой площадке, – так что есть шанс, что новая работы Госкапеллы может быть показана и в гастрольных проектах – например, в малых городах, куда с просветительской миссией нередко наведываются музыканты.

На сцене несколькими штрихами намечены основные локации: вазоны на постаментах и пуфы обозначают парк, куда приходят Роберт, герцог Бургундский и его друг, граф Водемон. Старинное большое кресло – спальня Иоланты. Камзолы у мужчин и пышные длинные платья женщин отсылают нас в галантную эпоху, и, несмотря на объемное пространство зала «Зарядья», мы ощущаем приближенность и камерность этой истории, как будто рассматриваем книжку с красивыми иллюстрациями.

Акустика «Зарядья», в целом благодатная для певцов, не везде одинаково доносит и отражает звук. Наиболее выгодны были фронтальные мизансцены, но ведь важно и взаимодействие героев, и тут отчетливость иногда терялась, а в некоторых точках сцены и вовсе возникала «гулкость» и повышенная реверберация. Зато прекрасно звучал хор: поставленный позади оркестра, он как бы парил над ним, каждое слово было ясно проартикулировано: и все поняли и про васильки и лютики, и сердцем присоединились к Осанне Творцу.

Опыт Валерия Полянского и его команды позволил свести все акустические сложности к минимуму. Удачей стала партия Иоланты для Анастасии Привозновой, сыгравшей сильную в своей чистоте героиню. Ее звонкое сопрано красиво оттенило «темное» меццо Евгении Сегенюк – Марты. Валерий Гильманов – король Рене, кажется, был не совсем в идеальной певческой форме, но взял мастерством и харизмой. Традиционные аплодисменты снискала ария «Кто может сравниться с Матильдой моей», в которой блеснул Андрей Бреус – Роберт. Запомнился колоритным «бедуинским» костюмом и энергетикой Руслан Розыев – Эбн-Хакиа, и подтвердил свой успех победитель недавнего конкурса Хосе Каррераса Евгений Либерман – Водемон.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии