Рецепт успеха События

Рецепт успеха

В Театро Реал в Мадриде прошла премьерная серия оперы Доницетти «Любовный напиток»

В буклете заявлены три состава певцов – один другого краше. В мой день Дулькамару пел уругвайский баритон Эрвин Шротт, а Адину – изумительное американское сопрано Бренда Рай, открытие этого вечера, как, впрочем, и аргентинский тенор Хуан Франсиско Гатей – Неморино (в другом составе его пел мексиканец Хавьер Камарена).

В веселенькой постановке Дамиано Микьелетто (у нас в Большом идет его «Путешествие в Реймс») история развернулась не на ферме (как в оригинальном либретто), а на пляже. Сценограф Паоло Фантин сделал вполне узнаваемый современный курортный пейзаж с лежаками и зонтиками и баром «Аdina». Во время увертюры там наслаждается одиночеством пожилая супружеская пара: Он слушает радио, Она трогательно пытается сделать несколько гимнастических упражнений. Быть может – это Адина и Неморино сорок лет спустя?.. Но вот пляж стремительно наполняется отдыхающими, и супруги быстренько ретируются – подальше от суеты и скопления тел.

Молоденький уборщик – Неморино – тайком любуется Адиной, хозяйкой этого местечка, читающей модный журнальчик, где история Тристана и Изольды помещена в раздел светской хроники. Адина – местная пожирательница сердец, все мужчины спешат ей угодить, поделиться кремом для загара и сделать сэлфи. Бренда Рай лихо отыгрывает образ уверенной в себе стервы и с удовольствием отшивает капитана Белькоре.

Алессандро Луонго – Белькоре и Брэнда Рай – Адина

Итальянец Алессандро Луонго играет не разнузданного вояку, а «чертовски привлекательного» красавца-офицера, одетого в белоснежный китель. На его фоне Неморино – такой маленький человечек в духе героев Чаплина: нелепый, трогательный, которым все помыкают. Он по-детски пытается высказать свое обожание Адине, дарит ей плюшевого мишку, которого красотка безжалостно выкидывает в помойку – ей бы брюлики, а не детские игрушки. Эрвин Шротт – лекарь Дулькамара – типичный промоутер. Он приезжает на джипе в сопровождении эскорт-девушек и представляет своего героя не столько дешевым шарлатаном, впаривающим заведомую фальшивку (не любовный напиток, а «Бордо»), сколько виртуозом, сделавшим обман – искусством. Он не кривляется, а естественно существует в образе уверенного в себе мачо, «человека-праздника», внушающего окружающим мысль о своих безграничных способностях. Кроме эффектной внешности и актерского обаяния, Шротт прекрасно звучит и в кантилене, и в скороговорке, демонстрируя уверенное владение приемами итальянской оперы-буффа.

Эрвин Шротт – Дулькамара

Дулькамара снисходительно, как с местным дурачком, общается с Неморино, который хватается за его чудесный эликсир, как за соломинку. Он так верит в то, что спустя сутки Адина ответит ему взаимностью, что испытывает невероятный шок, когда слышит, что его любимая приняла решение немедленно выйти замуж за Белькоре. «Эликсир не успеет подействовать» – эта мысль ввергает героя в шок и приводит на грань безумия. Хуан Франсиско Гатей, обладатель приятного лирического тенора, стабилен в верхних нотах и разнообразен в нюансах. Психологически перемены настроений отыграны им очень здорово и достоверно. Режиссер сделал акцент не на гэги, а на трагикомедию, когда сквозь смех и комические ситуации прорываются настоящие человеческие страсти – отчаяние, ревность, задетое самолюбие, любовь. Внезапное наследство, делающее Неморино не только богатым, но и страшно притягательным для местных дамочек, очевидно, дается ему как искупление за все унижения от Белькоре, который избивает его, сыплет на голову мусор…

А что же Адина? Ее психотип – это типичная «собака на сене». Как только она видит, что Неморино стал любимцем женщин и купается в обожании (в буквальном смысле, так как во втором действии авансцену занимает надувной трехъярусный свадебный торт, основание которого – бассейн), – она желает немедленно вернуть утраченного поклонника. Бренда Рай в своей арии обольщает не только Неморино, но и всю публику – ее вкрадчивое пиано ловишь, затаив дыхание.

За дирижерским пультом оркестра Театро Реал был знаток этой музыки Джанлука Капуано. Миланский органист, хормейстер, дирижер, он – разносторонний и интересный музыкант. Москва знает его по концерту с Анн Халленберг и Musica Viva, состоявшемуся в феврале нынешнего года в КЗЧ. А поклонники продукции Зальцбургского фестиваля слышали его работу в «Альцине», с Чечилией Бартоли, в постановке того же Микьелетто.

В «Любовном напитке» действие на сцене порой так захватывало, что на дирижера не оставалось внимания: с другой стороны – это знак того, что у оркестра и певцов полный альянс, аккомпанемент тактичен и точен и не мешает наслаждаться вокалом. Отдельных слов заслуживает пианист, сопровождавший речитативы остроумными импровизациями с уместным вкраплением цитат из популярных классических сочинений (типа «К Элизе» и т.п.). В этот момент музыка становилась еще одним героем, вносящим свою «ложку юмора» в действие.

…После того, как Адина разорвала помолвку с Белькоре, лощеный капитан затосковал и решил скрасить разочарование с помощью горячительных напитков и не только. И тут же был разоблачен и схвачен полицией с овчарками под возгласы хора, славившего чудо-эликсир Дулькамары.

The English version of the article

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»