Имя Сергея Доренского в сознании современного музыкального истеблишмента ассоциируется в первую очередь с выдающимся педагогом, воспитавшим плеяду известных на весь мир пианистов, составляющих и во многом определяющих сегодня лицо российского пианизма. О Доренском-пианисте говорят значительно реже, как реже вспоминают о Скрябине-пианисте и Прокофьеве-пианисте. А между тем Сергей Леонидович оставил огненный след в истории фортепианного мира XX века не только своей педагогической школой, но и живыми концертами, а также записями. Его пластинка с мазурками Шопена для многих музыкантов является эталонной. В 1982 году были опубликованы записи Рапсодии на тему Паганини Рахманинова и Рапсодии в стиле блюз Гершвина с Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР под управлением А. Дмитриева. Обе записи были выпущены фирмой «Мелодия». И совсем недавно на свет появился новый диск, созданный все той же «Мелодией», в котором с рапсодиями «соседствует» запись Концерта для фортепиано с оркестром Самюэля Барбера, сделанная с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением В. Дубровского.
Концепция диска кажется идеальной. Открывает его Рапсодия на тему Паганини. Впервые исполненная в 1934 году в США, Рапсодия, несмотря на имманентную «русскость» музыки Рахманинова, обнаруживает влияние джаза и атмосферы стиля Америки 1930-х годов. Далее следует знаменитая Рапсодия в стиле блюз американца Гершвина, семья которого эмигрировала из России. И последняя запись – Фортепианный концерт подлинно американского композитора Самюэля Барбера, отмеченный влиянием музыки Рахманинова, но обладающий абсолютной самобытностью.
Рапсодии Рахманинова и Гершвина были записаны в 1982 году. Их исполнение Сергеем Доренским довольно известно, поскольку является несомненной творческой удачей, примером квинтэссенции традиций русского пианизма с его акцентом на тембральной красоте рояльного звука, эмоциональности и в то же время деликатности в отношении к авторскому тексту.
Но главная ценность диска, делающая его одним из ярчайших событий последних лет, – запись Фортепианного концерта Барбера. Именно она определяет миссию пластинки: не только напомнить о выдающейся роли Доренского-исполнителя в истории отечественного пианизма, но и заново открыть для современной российской публики один из самых выдающихся фортепианных концертов XX века.
Интонационно острая, но вместе с тем мелодически яркая музыка концерта изобилует богатыми тембральными красками, контрастами, живыми эмоциями и насыщенной драматургией. Вместе с тем виртуозное начало в партии фортепиано весьма заметно, что делает концерт показательным для пианиста. Разработочный раздел полон азарта и динамики.
Во второй части – протяженная и удивительно красивая мелодика, расцвеченная роскошеством причудливых гармонических сочетаний. Партия рояля, написанная в чисто романтическом ключе, исполняется просто, без надрыва и в то же время на высоком градусе экспрессии.
Третья часть стальной хваткой берет внимание слушателя острыми остинатными ритмами, отчасти напоминая финал Второго концерта Бартока. Богатый мгновенными переключениями фактуры, эмоций, сюжетных картин, Концерт оканчивается апофеозом динамического движения. Кажется, он идеально подходит внутренней творческой индивидуальности Сергея Доренского, сочетающего в себе романтическую восприимчивость и чувственность с мужественностью и масштабом мышления. Несомненно, что, как и в случае с мазурками Шопена, запись Концерта Барбера в исполнении Доренского станет одним из эталонов интерпретации этого выдающегося сочинения.