Рефлексия звука, жеста, времени и метафор История

Рефлексия звука, жеста, времени и метафор

К юбилею Валентина Сильвестрова

В ХХ веке долгое время считалось, что путь к новому в музыке лежит через усложнение языка и композиторской техники. Спустя какое‑то время после Второй мировой войны этот путь достиг предела, за которым стало едва ли возможным новое качество музыкального высказывания. Именно тогда, в конце 1960‑х – начале 1970‑х годов некоторые композиторы вступили на путь своеобразной «контрреформации»: новизна их музыки заключалась не в усложнении, а, наоборот, в упрощении. Новое качество звучания достигалось через преодоление инерции прогрессистского мышления, лежащего в основе «новой музыки».

Валентин Сильвестров пошел как раз по этому пути. Стало почти общим местом противопоставление «двух Сильвестровых» – образца 1960‑х годов и его более поздней музыки начиная с 1970‑х годов – лишь потому, что «первый» Сильвестров развивал в своих сочинениях серийность и сонорность (то есть, диссонантный в своей основе язык), а «второй» Сильвестров обратился к «новой простоте» и «новой тональности». Появились суждения о «правильном» и «неправильном» Сильвестрове – в зависимости от того, на какой стороне баррикад находятся оценивающие. До тех пор, пока композитор считался «наследником Веберна», во времена «железного занавеса» к нему чрезвычайно благоприятно относились западные музыкальные институты. («Наследники Веберна» – так назывался французский документальный фильм начала 1990‑х годов о двух композиторах из бывшего Советского Союза: Софии Губайдулиной и Валентине Сильвестрове.) В конце шестидесятых годов ему присуждались престижные композиторские премии, о нем одобрительно отзывался Теодор Адорно, его Третью симфонию исполнил впервые Бруно Мадерна – один из пионеров послевоенной европейской «новой музыки». Но после поворота к «новой тональности» новое творчество Сильвестрова стало вызывать, как минимум, недоумение коллег, а где‑то – и обвинения в том, что композитор «не выдержал», «сдался». Холодную, если не сказать презрительную реакцию аудитории вызвало исполнение его «Метамузыки» (1992) в Берлине, цитадели «новой музыки».

Но неверным было бы считать обращение к «по‑новому услышанной тональности» главной характеристикой его творчества. Противопоставления раннего («атонального») и позднего («тонального») Сильвестрова столь же ложны, сколь и противопоставления раннего («тонального») и позднего («атонального») Шёнберга. (Или – Стравинского различных периодов: «русского», «неоклассического» или «додекафонного».) Столь же однобоко и плоско было бы причислять Сильвестрова к «неоромантизму», «новой религиозности» или иным инвентарно-этикетным обозначениям пост-авангардной (или, если угодно, «анти-авангардной») музыки конца ХХ – начала XXI века. Его музыка не укладывается во все эти узкие рамки.

Одно из объединяющих свойств его творчества – это элегичность высказывания. Словом «Элегия» называется несколько самых разных сочинений, написанных Сильвестровым за последние полвека в самые разные периоды. Элегия – это переживание былого, когда чувствам «уже не больно», когда память готова к разговору с прошлым. Поэтому другая важнейшая черта сочинений Сильвестрова, особенно последних лет – это их диалогичность. Имеется в виду не только диалог с музыкой других композиторов (как, например, в «Двух диалогах с послесловием» 2002 года, где композитор медитирует над Шубертом и Вагнером, – или других его сочинений подобного рода), но и «улавливание» первоначальных метафор музыки. Отсюда – едва ли не самая главная идея композитора, объясняющая его «новообращение» к тональности: потребность «прислушаться к звуковым колебаниям», «дождаться», «перечувствовать» и «переосмыслить» уже существующую музыку. (Я намеренно цитирую здесь речевые обороты, которые часто использует сам автор, говоря о себе и своем творчестве.) Таким образом, ключевые понятия для Сильвестрова – это «метафора», «мета-творчество», «мета-музыка».

Источники музыкальных метафор композитора, однако же, не универсальны. Он явно тяготеет к жесту, интонации и «звуковому аромату» романтического происхождения. В отличие от авторов, которые впоследствии стали назвать себя «концептуалистами», он не выступает в роли эмоционально отстраненного архивариуса, представляющего публике свои музыкально-исторические познания и кокетничающего игрой различными стилями. Его обращение к излюбленному звуковому миру подчеркнуто лично, субъективно. Однако столь же заметно он отличается и от «неоромантиков» – тем, что не купается в идиомах романтической музыки, пытаясь говорить ими словно на родном языке, а переосмысляет их, рефлексирует над ними. Точнее – «поверх» их.

Валентин Сильвестров с участниками концерта к юбилею композитора в Киеве – скрипачкой Богданой Пивненко, дирижером Владимиром Сиренко, пианистом Олегом Безбородько

 

Таким образом, главное свойство, объединяющее произведения Сильвестрова любого из периодов, – это рефлексия: звука, жеста, времени и метафор. Рефлексию – «замедленное» звучание, ностальгическое переживание, созерцательность и медитативность, «смакование» пребывания во времени – можно услышать и в его симфониях 1960‑х годов, и в произведениях позднейших, начиная с Первого струнного квартета (1974), открывшего нам Сильвестрова, которого мы слышим сегодня чаще всего.

Об источниках звуковых метафор Сильвестрова говорилось и писалось очень много. Очевидно, самые излюбленные его звуковые миры – метафоры-аллюзии «из Шуберта», «из Шумана», «из Малера», а также «из» славянских композиторов: Глинки, Чайковского, Шопена. Такая диалогичность в чем‑то сродни миру другого композитора, современника Сильвестрова – венгра Дьёрдя Куртага, чье зрелое творчество – также диалог «поверх» композиторов и эпох, правда, – совсем другим языком. Мне кажется, так называемый «слабый стиль» Сильвестрова (его собственное авторское выражение), основная черта которого – блуждающая в невесомости мелодия или ее отголоски-обрывки, колебания темпа и такта, словно колебания звучаний во времени, – во многом еще сродни певучей «бесконечной мелодии» знаменитого барберовского Адажио, с его широкого дыхания речитативным потоком, его колеблющимися, вращающимися, «ввинчивающимися» друг за другом схожими мотивами.

Сочинения Сильвестрова часто имеют названия, содержащие приставку «post». Это его многочисленные «постлюдии» и «постскриптумы». («Метамузыка» – название того же самого происхождения.) Автор не раз говорил о «творчестве в зоне коды» – как о послесловии к целой звуковой эпохе, после которой едва ли возможен принципиально новый музыкальный язык. Многие его произведения создают ощущение догорающих лучей солнца в предзакатный час. Прежде всего следует вспомнить его Пятую симфонию (1982) – одночастное звуковое послание-послесловие, длящееся почти пятьдесят минут, полное острой, щемящей ностальгии. Такого же предзакатного настроения полна и «ранняя» Третья симфония «Эсхатофония» (1967) – наполненная, по словам композитора, «лирикой мгновенных искр», «яркими вспышками», «сгораниями», «мелодиями хтонического мира». Но именно в Пятой симфонии композитор окончательно переосмысляет этот жанр как «пост-симфонию». (На сегодняшний день Сильвестров – автор восьми произведений, названных «симфониями».)

Следует обратить внимание и на другие очень характерные слова, из которых состоят названия его произведений. Помимо «элегий» и «постлюдий», это – «медитация», «посвящение», «послание», «тихая музыка», «тихие песни», «эпитафия», «ностальгия»… Сам композитор не раз говорил, что не боится обвинений в китче или инерции, потому что такая инерция – это «инерция блаженства». Одно из самых «блаженствующих» его сочинений – «Лесная музыка» на слова Геннадия Айги (1978), где ощущение бесконечного пения и бесконечного пребывания во времени удерживает наше внимание от первой до последней ноты.

Высшей ностальгической точки у Сильвестрова достигает «Реквием для Ларисы» (1999), написанный в память о жене. После этого сочинения произошел новый, хотя и не сразу заметный поворот в творчестве композитора, символическое обозначение которого – «Устная музыка». Так называется его маленький фортепианный цикл, написанный в том же самом 1999 году. Этими словами очень точно обозначается способ творчества, уходящий все дальше и дальше от нотной бумаги и «сотворения» нот на ней. На этом пути все большее значение приобретает не столько сочинение, сколько «услышание» музыки из самых непритязательных источников – пения, импровизации, малых форм бытовой музыки. Таким образом, Сильвестров приходит к способу творчества, сближающегося с «авторской песней» поэтов, аккомпанирующих самим себе под гитару. Композитор часто создает и записывает свои новые произведения на диктофон, сидя за роялем и напевая их вокальную партию, – нередко на стихи поэтов-друзей, в том числе и на собственные слова. Характерен и выбор названий сочинений Сильвестрова «третьего периода»: «песни», «песни без слов», «багатели», «мгновения», «колыбельные», «баркаролы», «вальсы», «ноктюрны», «серенады».

Еще сорок лет назад Сильвестров обронил фразу, которая теперь цитируется часто: «Сочинение музыки в наше время – это гальванизация трупа». Уже тогда, в 1970‑е годы он создал несколько произведений, шокировавших коллег откровенностью сближения с мелодическим строем романсов, песен и даже шлягеров. Их названия говорят сами за себя: «13 эстрадных песен» (1975), «Тихие песни» (1975), «Китч-музыка» (1977). Думается, из них и выросла его будущая «устная музыка» начала XXI века. «Устным» можно назвать даже сам способ, которым Сильвестров говорит о музыке и о своем творчестве. От него редко можно услышать разговор с употреблением музыкальных терминов – композитор предпочитает образную речь и образные сравнения. Тем самым он сближается с мыслителями неакадемической традиции – подобно Сократу, Ницше или своему соотечественнику украинскому странствующему философу и поэту Григорию Сковороде, к которому он тоже обращался в своей музыке.

Его произведения последних лет можно было бы также назвать и «пост-музыкой» – убедительным примером «послеопусного творчества конца времени композиторов» (в терминах Владимира Мартынова), сильного не теоретическими выкладками, а своим живым звуковым воплощением.

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой