Regards de femmes <br>Marie-­Catherine Girod <br>Mirare Релизы

Regards de femmes
Marie-­Catherine Girod
Mirare

Любопытный январский релиз лейбла Mirare кажется уместным вспомнить сейчас, в марте – самом женском месяце в году. Название альбома Regards de femmes (то есть «женский взгляд», как оппозиция феминистской концепции мужского взгляда) подсказывает соответствующую оптику: пианистка Мари-­Катрин Жиро исследует золотой век фортепианной музыки, написанной женщинами, – от классицизма до начала XX столетия.

Как всегда, Мари-­Катрин Жиро оказалась оригинальна в подборе репертуара и верна своему интересу к забытой и редко звучащей музыке. Первооткрывательница плеяды композиторов-­мужчин (непривычное, но намеренное уточнение), как Абель Деко, Поль Ле Флем, Морис Эммануэль, Жиро впервые посвятила целый релиз наследию женских авторов. Идея записать диск возникла – по признанию пианистки, даже стала необходимостью, – после первого исполнения программы на фестивале La Roque d’Anthéron летом 2020 года.

Энтузиазм Жиро изучить фортепианную музыку классико-­романтического периода вполне оправдан. Альбом, подобно волшебному свитку, неожиданно раскрывает целый пласт женщин XVIII–XIX веков, творивших вопреки историческому контексту: вытесненные из профессиональной музыкальной среды, они были ограничены в изучении теории и основ композиции, а исполнительская деятельность сведена к домашнему музицированию. Акцент на одной из, пожалуй, самых непростых с точки зрения феминизма эпох составляет особую ценность релиза и обнажает присутствие женщин-­композиторов в пантеоне признанных классиков пианизма, как Шопен, Шуман, Лист.

Некоторые имена в программе покажутся знакомыми – Клара Шуман, Фанни Мендельсон или Жермен Тайфер; другие могут стать приятным открытием и откровением. В числе семнадцати героинь самые яркие – пианистка Агата Баккер-­Грёндаль, прославившаяся гастролями с оркестром Эдварда Грига; англичанка Этель Смит, одна из лидеров суфражистского движения; первая успешная американская пианистка и член Бостонской шестерки композиторов Эми Бич; Лили Буланже, младшая сестра знаменитого педагога Нади Буланже. В калейдоскопе музыкальных номеров – элегантные и экспрессивные образцы «салонной музыки» в традициях эпохи: лирические пьесы и миниатюры, сонаты, вариации, песни для фортепиано. Несмотря на свой­ственный большинству авторов личный нонконформизм и бунтарский задор, уловить вихрь дерзости в музыке довольно трудно: здесь будто соблюдены все манеры, такт; интонации аккуратны, терпеливы. Очаровательная череда сменяющих друг друга музыкальных высказываний-­настроений под стать самой культуре камерных вечеров, в которых преимущественно и воспитывалось «женское» композиторское мастерство.

Релиз Regards de femmes – по меньшей мере познавательный альбом-­панорама женских портретов в истории фортепианной музыки, существующий, конечно, в более широком контексте воскрешения имен женщин-­творцов в искусстве прошлого. Работа Мари-­Катрин Жиро в этом смысле – еще один жест, приглашающий к знакомству с некоторыми из них.