Реквием к Восьмому марта События

Реквием к Восьмому марта

Теодор Курентзис и musicAeterna совершили европейское турне с музыкой Моцарта

Моцарт – особая область творчества Теодора Курентзиса, принесшая ему безоговорочное признание. Триптих опер на либретто Да Понте, симфонии, реквием – все это с первых исполнений органично и стильно удавалось дирижеру. В его интерпретациях естественным образом соединялись почти барочная легкость, задорность, с одной стороны, и всегда присутствующая внутренняя нота трагизма – с другой.

В программу весеннего турне вошли Фортепианный концерт № 24 и Реквием – две минорные партитуры, по-своему говорящие с нами о заботах земной юдоли и воззвании к милости царя небесного. А еще – о поиске подлинного Моцарта, с чем связано обращение к старинным инструментам, прежде всего, хаммерклавиру. Солистка Ольга Пащенко – миниатюрная молодая клавиристка, выпестованная на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, – ничуть не потерялась рядом с харизматичным дирижером. Напротив, после концерта Моцарта она взяла микрофон в руки и рассказала об особенностях старинного фортепиано (или, как его раньше называли, пианофорте) – современной копии хаммерклавира фирмы Walter & Sohn 1805 года, сделанной мастером Полом Макналти. Сведения эти оказались не лишними для понимания нюансов трактовки, сильно отличающейся от общепринятого звучания этого сочинения. Итак, у хаммерклавира, предоставленного «Зарядьем», есть три педали – обычная демпферная педаль, модератор и третья: ее при жизни Вальтер не смог внедрить, как уточнила Ольга, но о ней мечтал Бетховен. Это та самая «левая педаль», una corda (ее нажатие ослабляет силу звука и меняет его окраску на более приглушенную), дающая небесные оттенки.

Именно так – вполголоса, пасторально, с интересными тембральными эффектами (иногда звучание приближалось к щипковому, как у мандолины, а в верхнем регистре возникали звенящие обертоны), но вовсе не трагично воспринималось содержание концерта. Тогда как при исполнении на современном фортепиано этот до минор всегда укрупнялся до масштабных драматических фресок и предрекал бетховенскую схватку с судьбой. Новая оптика сильно притушила страсти, сделав их как бы игрушечными и немного домашними. Облик фортепиано времен Моцарта дополнили бисы: Концерт Бортнянского и затем сольный номер героини вечера – 32 вариации Бетховена, где главным содержанием стали декоративность и тембровая драматургия.

Реквием Моцарта – давняя любовь и в то же время – неразрешенная загадка для Теодора Курентзиса. Неслучайно же он все время пытается чем-то «достроить» партитуру: то дополняет «Осанной» современного российского композитора Загния, то предваряет древними песнопениями в унисон a cappella. В «Зарядье» к этому добавилось исполнение Маленькой масонской кантаты для мужских голосов (солистов и хора) и оркестра, сочиненной композитором в том же 1791 году.

После лучезарного экстравертного первого отделения, второе в прямом смысле погрузило зал во мрак – Курентзис любит такие театральные жесты, чтобы максимально завладеть вниманием слушателей (хотя и так на его концертах публика полностью поглощена процессом «рождения трагедии из духа музыки»). Наступившая полутьма создала некую мистериальность, превратила сцену в место священнодействия, поводом для которого стал Реквием Моцарта.

 

Прежде всего, больших похвал заслуживает хор musicAeterna: прекрасная артикуляция позволяла не просто слышать и понимать слова, но и ощущать полифоническое голосоведение. Можно привести в пример, как разнообразно интонировалось слово Kyrie в первой части, каждый раз подчеркивая начало нового проведения темы фуги. Эти постоянные переклички в разных голосах вызывали в воображении картину молящихся, страстно произносящих как мантру эти два заветных слова: «Господи, помилуй». Трактовка хора как толпы (turbae) нашла продолжение в Offertorium, где штрихи у вокалистов были приближены к оркестровым, так что голоса и инструменты синхронно исполняли резкие смены форте и пиано, переходя то на отрывистое маркато, то на плавное легато. Все это работало на более глубокое отражение смыслов текста молитвы, в которой верующие просят освободить души всех верных усопших «от мук ада и бездонного озера, от пасти льва, дабы не поглотил их тартар».

В Dies irae у хора эффектно получились резкие крещендо – такое коллективное раздувание звука в барочном стиле. В целом очень устойчиво по ритму и легко по штриху прозвучали все фуги, особенно порадовала Osanna, где сдвиги акцентов и синкопы не нарушили общей ритмической сетки, а ансамбль хора и оркестра был идеальным. В Реквиеме есть впечатляющие сольные номера, и тут хотелось бы отметить Алексея Тихомирова, который открылся по-новому в амплуа барочного певца. Заранее было сложно предположить, что Тихомиров, только что солировавший в Тринадцатой симфонии Шостаковича, поющий по всему миру Бориса Годунова, выходящий в партии Мефистофеля, окажется столь органичным в моцартовской стилистике. Его прекрасный дуэт с солирующим тромбоном в Tuba mirum, тактичный ансамбль в Benedictus и других эпизодах – все это стало украшением Реквиема. Партию меццо поручили контратенору Андрею Немзеру, стремительно вписавшемуся в команду солистов Курентзиса. Каждый раз невольно удивляешься звучности и яркости его голоса, столь нехарактерной для контратеноров, но в Реквиеме были случаи, когда, пожалуй, его даже было многовато. Квартет солистов достойно дополнили светлое сопрано Елизаветы Свешниковой и аккуратный тенор Егора Семенкова.

О вечном свете и покое, как у Булгакова в «Мастере и Маргарите», молил хор в финальной фуге, закольцевавшей Реквием. После заключительного аккорда дирижер еще долго вслушивался в отзвуки, преображавшиеся в тишину. И слушатели, уже воспитанные Курентзисом, покорно выжидали: кто-то, стремясь к сопричастности, кто-то из боязни нарушить минуту молчания, в которой присутствовавшие мысленно вспомнили и почтили ушедших. Это медленное возвращение «оттуда», из волшебного мира звуков, в нашу реальность показалось очень уместным и лишенным какой-либо позы – настолько высок был градус переживаний и мистических откровений во второй половине вечера.

И то, что исполнение Реквиема выпало на Восьмое марта (праздник романтический и далеко не всеми почитаемый из-за его нарочитой гендерности), не стоит принимать как вызов традиции. В логистической цепочке это число оказалось удобным оркестру и дирижеру, а слушатели, пришедшие в «Зарядье», очевидно восприняли приезд musicAeterna и Теодора Курентзиса как лучший подарок – ведь чтобы ни играли эти музыканты, сильные эмоции и пища для ума будут гарантированы.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой