Рейв с оркестром и двадцать одна мировая премьера События

Рейв с оркестром и двадцать одна мировая премьера

В Казани состоялась II Международная лаборатория современной музыки Synesthesia Lab

Осенью Казань стала точкой притяжения для композиторов, исполнителей и всех фанатов современной академической музыки. Synesthesia Lab проводится уже второй раз, но в нынешнем сезоне смогла особенно удивить масштабом, сюрпризами и разнообразием программ – оркестровые и камерные концерты, техно с электроникой или игрушечное фортепиано. В этом году организаторами стали Союз композиторов России и Центр современной музыки Софии Губайдулиной, куратор – композитор Роман Пархоменко. Лаборатория вошла в череду событий ежегодного фестиваля «Звучащий дом Софии».

На каждом концерте было представлено несколько мировых премьер, а в насыщенном расписании Synesthesia Lab были неординарные образовательные мероприятия: мастер-класс Федора Леднёва для молодых дирижеров, лекции композиторов Дэцин Вэня и Николая Попова, паблик-ток с композиторами Юрием Усачёвым и Романом Пархоменко, премьерный показ документального фильма «Композитор София Губайдулина. Диалог: Я и Ты», а также видео-арта SOFIA от студии Gorizont Films.

Оркестр Центра Софии Губайдулиной, дирижер Фёдор Леднёв, куратор Synesthesia Lab Роман Пархоменко, директор МАСМ-ансамбля Виктория Коршунова

Особенностью программы каждого концерта стало соединение пьес известных композиторов с новыми сочинениями участников лаборатории Synesthesia Lab. Открытие не стало исключением: в исполнении ансамбля из Екатеринбурга InterText вместе с пьесами Юрия Каспарова и Анны Поспеловой прозвучало четыре мировых премьеры – произведения Александра Перова, Тамары Егоровой, Науэля Литвина и Ён У Ю. Изюминкой концерта стало сочинение Алины Мухаметрахимовой «Капель. Клепсидра», написанное по заказу ансамбля в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты». Детское ожидание весны, переданное через исполнение на игрушечных инструментах, несколько игр, происходивших в реальном времени, звукоподражание капели, неподдельные эмоции музыкантов – ароматы весны благоухали в сентябре.

Продолжим тему детства: вы когда-нибудь были на концерте игрушечного фортепиано? Сольный концерт пианистки и руководителя ансамбля InterText Алины Ежаковой Toy piano стал следующим сюрпризом, подготовленным организаторами. На детском инструменте с необычным тембром, похожим на звучание клавесина, игралась сложная, серьезная музыка. Прежде всего, сюита Джона Кейджа – первооткрывателя игрушечного фортепиано, глубокие и замысловатые пьесы Натана Дэвиса и Алексея Наджарова, а также новые сочинения участников лаборатории Synesthesia Lab – Тяньюй Цзоу, Лидии-Марии Кошевой, Владимира Ладомирова. Пьесы двух последних композиторов пронизаны темой детства. Лидия-Мария Кошевая сама недавно стала мамой, и в ее пьесе «Один день Джеппетто» отчетливо слышится маленький резвящийся ребенок, а в фонограмме проскальзывают отсылки к мультфильму «Пиноккио».

Концерт московского коллектива Vacuum Quartet открылся одной из самых ярких пьес, которая выходит далеко за рамки жанра струнного квартета. Речь о «Тактильных иллюзиях» Александра Хубеева. Препарированные музыкальные инструменты лежат горизонтально на столе, и исполнители, словно хирурги, оперируя различными объектами, слайдерами, палочками, извлекают звуки, которые создают крайне дискретное музыкальное полотно. В программе концерта прозвучали также динамичное произведение Хельмута Лахенмана Grido, пьеса для квартета с электроникой и видео-артом Николая Попова, мировые премьеры сочинений Сергея Шестакова, Дэсмонда Клэрка, Альберто Арройо. Последний – родом из Испании, но впитал в себя западноевропейские музыкальные тенденции – написал квартет под названием AEDEA. Сам композитор сравнивает себя со скульптором, который работает со временем и приглашает слушателя ориентироваться на разных уровнях: от абстрактного до волшебного и мистического. Автор играет с воображением и восприятием с помощью беззвучных жестов смычками по воздуху, имитируя игру на струнных инструментах.

Центральное место занял экспериментальный проект SYNTHesia, результатом которого стал необычный концерт. Выступление электронного артиста с оркестром, нестандартная клубная площадка Big Twin Arena – отсылка к эстетике рейва и электронной музыки. По задумке Романа Пархоменко (он же дирижировал оркестром Центра Софии Губайдулиной) проект должен объединить музыкантов разных направлений: академического и электронного. Главный гость – композитор, саунд-артист и продюсер Юрий Усачёв, создатель поп-группы «Гости из будущего» и сооснователь Zventa Sventana. В последние годы он активно занимается продвижением собственных электронных альбомов. По его словам, эти звуковые эксперименты не совсем техно, скорее – «авангардная электронная музыка». Над проектом также работали перспективные академические композиторы – Роман Пархоменко, Лилия Исхакова, Анна Поспелова, Игнат Красиков, Алина Мухаметрахимова, Вадим Генин, Екатерина Винник, Евгений Притужалов. Участники коллаборации дописали оркестровые партии к уже готовым трекам Усачёва из его недавнего альбома Secret Box. Академическим композиторам удалось найти нужный баланс, сделать не только органичное сопровождение, но и в то же время создать яркие пьесы со своей исключительной атмосферой. В результате получился феноменальный микс живого оркестрового звучания с лайв-электроникой. На следующий день в Галерее современного искусства состоялся паблик-ток (модератор – музыкальный журналист, музыковед и продюсер Synesthesia Lab Владимир Жалнин). У всех, кто пришел, была возможность поделиться впечатлениями и подискутировать о музыке, прозвучавшей на рейв-концерте.

Роман Пархоменко, Юрий Усачёв и оркестр Центра Софии Губайдулиной

Московский ансамбль современной музыки – постоянный резидент Synesthesia Lab. В этом году мы услышали его дважды. С камерной программой, куда вошли сочинения Жуй Лю, Дэцин Вэня, Мехди Хоссейни и мировые премьеры опусов участников лаборатории – Артёма Цёся, Виктора Баэса, Катерины Ди Чекка. В качестве солистов – на концерте Te salutant, Sofia вместе с оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением маэстро Федора Леднёва. Проведение концерта-приношения в дни празднования дня рождения Губайдулиной стало традицией и знаковым музыкальным событием для Казани. Вечер открыл фортепианный концерт именинницы Introitus (солистМихаил Дубов). Музыка гениального композитора задала тон последующим опусам концерта – это и противопоставление светлого и темного, так часто встречающееся в ее музыке, и эксперименты, и невероятная глубина. Прозвучали пронзительная «Ностальгия» Тору Такемицу (солист – Евгений Субботин) и мировые премьеры участников Synesthesia Lab Алексея Логунова и Джона Франека, удивившие нестандартными композиторскими решениями (солисты – Константин Ефимов, Ольга Демина и Олег Танцов). В завершение прозвучал полистилистический и давно ставший «классикой» современной музыки «Коллаж на тему B-A-C-H» Арво Пярта. В каждом исполненном сочинении под ясным, но в то же время глубоко эмоциональным управлением приглашенного дирижера, известного интерпретатора современной музыки Федора Леднёва оркестр Центра Губайдулиной раскрылся и расцвел в феерии тембров и музыкальных красок.

Концерт московского оркестра молодых музыкантов Euphoria (художественный руководитель и дирижер – Елизавета Корнеева) продолжил концертную эстафету. Коллектив выступал в Казани впервые, так что событие вызвало интерес у слушателей. Мировые премьеры участников лаборатории Synesthesia Lab Лилии Исхаковой, Сергея Хворостьянова и Никоса Харизаноса были самыми яркими номерами концерта. Запомнились неординарные приемы: поющая арфистка, контрастность сочетаний мелодизма с сонорными элементами в пьесе Исхаковой, говорящий оркестр в пьесе Харизаноса и народные интонации в музыке Хворостьянова. Прозвучали также «Октандр» Эдгара Вареза и пьесы Романа Пархоменко и Дмитрия Мазурова. Оркестр Euphoria впервые исполнил “CONCRETE” Мазурова в Доме Радио год назад в рамках презентации программы Союза композиторов России «Ноты и квоты». Мировая премьера Elements Пархоменко была исполнена легендарным Ensemble Intercontemporain на фестивале IRCAM Manifeste-2022 в Париже. Во всех опусах авторы используют медные духовые, которые трактуются весьма изобретательно.

Роман Пархоменко: Elements – мое тактильное восприятие пространства

Насыщенную программу Synesthesia Lab завершил концерт казанского ансамбля ударных инструментов «Пространство Ритма». В прошлом году ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев поддержал инициативу молодого педагога и талантливого солиста Антона Ольховского, который и возглавил работу нового коллектива. На высоком профессиональном уровне звучали произведения Стива Райха, Экхарда Копецки, Мердана Бяшимова и Виталия Харисова, а также сочинения Вадима Генина, Янь И То и Дайвэя Лю, созданные специально к концерту.

Двадцать одна мировая премьера и рейв с оркестром прошли с невероятным успехом. С нетерпением ждем продолжения Synesthesia Lab в следующем году – Казань радушно встретит экспериментальные проекты, новые форматы и композиторские имена.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»