Рейв с оркестром и двадцать одна мировая премьера События

Рейв с оркестром и двадцать одна мировая премьера

В Казани состоялась II Международная лаборатория современной музыки Synesthesia Lab

Осенью Казань стала точкой притяжения для композиторов, исполнителей и всех фанатов современной академической музыки. Synesthesia Lab проводится уже второй раз, но в нынешнем сезоне смогла особенно удивить масштабом, сюрпризами и разнообразием программ – оркестровые и камерные концерты, техно с электроникой или игрушечное фортепиано. В этом году организаторами стали Союз композиторов России и Центр современной музыки Софии Губайдулиной, куратор – композитор Роман Пархоменко. Лаборатория вошла в череду событий ежегодного фестиваля «Звучащий дом Софии».

На каждом концерте было представлено несколько мировых премьер, а в насыщенном расписании Synesthesia Lab были неординарные образовательные мероприятия: мастер-класс Федора Леднёва для молодых дирижеров, лекции композиторов Дэцин Вэня и Николая Попова, паблик-ток с композиторами Юрием Усачёвым и Романом Пархоменко, премьерный показ документального фильма «Композитор София Губайдулина. Диалог: Я и Ты», а также видео-арта SOFIA от студии Gorizont Films.

Оркестр Центра Софии Губайдулиной, дирижер Фёдор Леднёв, куратор Synesthesia Lab Роман Пархоменко, директор МАСМ-ансамбля Виктория Коршунова

Особенностью программы каждого концерта стало соединение пьес известных композиторов с новыми сочинениями участников лаборатории Synesthesia Lab. Открытие не стало исключением: в исполнении ансамбля из Екатеринбурга InterText вместе с пьесами Юрия Каспарова и Анны Поспеловой прозвучало четыре мировых премьеры – произведения Александра Перова, Тамары Егоровой, Науэля Литвина и Ён У Ю. Изюминкой концерта стало сочинение Алины Мухаметрахимовой «Капель. Клепсидра», написанное по заказу ансамбля в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты». Детское ожидание весны, переданное через исполнение на игрушечных инструментах, несколько игр, происходивших в реальном времени, звукоподражание капели, неподдельные эмоции музыкантов – ароматы весны благоухали в сентябре.

Продолжим тему детства: вы когда-нибудь были на концерте игрушечного фортепиано? Сольный концерт пианистки и руководителя ансамбля InterText Алины Ежаковой Toy piano стал следующим сюрпризом, подготовленным организаторами. На детском инструменте с необычным тембром, похожим на звучание клавесина, игралась сложная, серьезная музыка. Прежде всего, сюита Джона Кейджа – первооткрывателя игрушечного фортепиано, глубокие и замысловатые пьесы Натана Дэвиса и Алексея Наджарова, а также новые сочинения участников лаборатории Synesthesia Lab – Тяньюй Цзоу, Лидии-Марии Кошевой, Владимира Ладомирова. Пьесы двух последних композиторов пронизаны темой детства. Лидия-Мария Кошевая сама недавно стала мамой, и в ее пьесе «Один день Джеппетто» отчетливо слышится маленький резвящийся ребенок, а в фонограмме проскальзывают отсылки к мультфильму «Пиноккио».

Концерт московского коллектива Vacuum Quartet открылся одной из самых ярких пьес, которая выходит далеко за рамки жанра струнного квартета. Речь о «Тактильных иллюзиях» Александра Хубеева. Препарированные музыкальные инструменты лежат горизонтально на столе, и исполнители, словно хирурги, оперируя различными объектами, слайдерами, палочками, извлекают звуки, которые создают крайне дискретное музыкальное полотно. В программе концерта прозвучали также динамичное произведение Хельмута Лахенмана Grido, пьеса для квартета с электроникой и видео-артом Николая Попова, мировые премьеры сочинений Сергея Шестакова, Дэсмонда Клэрка, Альберто Арройо. Последний – родом из Испании, но впитал в себя западноевропейские музыкальные тенденции – написал квартет под названием AEDEA. Сам композитор сравнивает себя со скульптором, который работает со временем и приглашает слушателя ориентироваться на разных уровнях: от абстрактного до волшебного и мистического. Автор играет с воображением и восприятием с помощью беззвучных жестов смычками по воздуху, имитируя игру на струнных инструментах.

Центральное место занял экспериментальный проект SYNTHesia, результатом которого стал необычный концерт. Выступление электронного артиста с оркестром, нестандартная клубная площадка Big Twin Arena – отсылка к эстетике рейва и электронной музыки. По задумке Романа Пархоменко (он же дирижировал оркестром Центра Софии Губайдулиной) проект должен объединить музыкантов разных направлений: академического и электронного. Главный гость – композитор, саунд-артист и продюсер Юрий Усачёв, создатель поп-группы «Гости из будущего» и сооснователь Zventa Sventana. В последние годы он активно занимается продвижением собственных электронных альбомов. По его словам, эти звуковые эксперименты не совсем техно, скорее – «авангардная электронная музыка». Над проектом также работали перспективные академические композиторы – Роман Пархоменко, Лилия Исхакова, Анна Поспелова, Игнат Красиков, Алина Мухаметрахимова, Вадим Генин, Екатерина Винник, Евгений Притужалов. Участники коллаборации дописали оркестровые партии к уже готовым трекам Усачёва из его недавнего альбома Secret Box. Академическим композиторам удалось найти нужный баланс, сделать не только органичное сопровождение, но и в то же время создать яркие пьесы со своей исключительной атмосферой. В результате получился феноменальный микс живого оркестрового звучания с лайв-электроникой. На следующий день в Галерее современного искусства состоялся паблик-ток (модератор – музыкальный журналист, музыковед и продюсер Synesthesia Lab Владимир Жалнин). У всех, кто пришел, была возможность поделиться впечатлениями и подискутировать о музыке, прозвучавшей на рейв-концерте.

Роман Пархоменко, Юрий Усачёв и оркестр Центра Софии Губайдулиной

Московский ансамбль современной музыки – постоянный резидент Synesthesia Lab. В этом году мы услышали его дважды. С камерной программой, куда вошли сочинения Жуй Лю, Дэцин Вэня, Мехди Хоссейни и мировые премьеры опусов участников лаборатории – Артёма Цёся, Виктора Баэса, Катерины Ди Чекка. В качестве солистов – на концерте Te salutant, Sofia вместе с оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением маэстро Федора Леднёва. Проведение концерта-приношения в дни празднования дня рождения Губайдулиной стало традицией и знаковым музыкальным событием для Казани. Вечер открыл фортепианный концерт именинницы Introitus (солистМихаил Дубов). Музыка гениального композитора задала тон последующим опусам концерта – это и противопоставление светлого и темного, так часто встречающееся в ее музыке, и эксперименты, и невероятная глубина. Прозвучали пронзительная «Ностальгия» Тору Такемицу (солист – Евгений Субботин) и мировые премьеры участников Synesthesia Lab Алексея Логунова и Джона Франека, удивившие нестандартными композиторскими решениями (солисты – Константин Ефимов, Ольга Демина и Олег Танцов). В завершение прозвучал полистилистический и давно ставший «классикой» современной музыки «Коллаж на тему B-A-C-H» Арво Пярта. В каждом исполненном сочинении под ясным, но в то же время глубоко эмоциональным управлением приглашенного дирижера, известного интерпретатора современной музыки Федора Леднёва оркестр Центра Губайдулиной раскрылся и расцвел в феерии тембров и музыкальных красок.

Концерт московского оркестра молодых музыкантов Euphoria (художественный руководитель и дирижер – Елизавета Корнеева) продолжил концертную эстафету. Коллектив выступал в Казани впервые, так что событие вызвало интерес у слушателей. Мировые премьеры участников лаборатории Synesthesia Lab Лилии Исхаковой, Сергея Хворостьянова и Никоса Харизаноса были самыми яркими номерами концерта. Запомнились неординарные приемы: поющая арфистка, контрастность сочетаний мелодизма с сонорными элементами в пьесе Исхаковой, говорящий оркестр в пьесе Харизаноса и народные интонации в музыке Хворостьянова. Прозвучали также «Октандр» Эдгара Вареза и пьесы Романа Пархоменко и Дмитрия Мазурова. Оркестр Euphoria впервые исполнил “CONCRETE” Мазурова в Доме Радио год назад в рамках презентации программы Союза композиторов России «Ноты и квоты». Мировая премьера Elements Пархоменко была исполнена легендарным Ensemble Intercontemporain на фестивале IRCAM Manifeste-2022 в Париже. Во всех опусах авторы используют медные духовые, которые трактуются весьма изобретательно.

Роман Пархоменко: Elements – мое тактильное восприятие пространства

Насыщенную программу Synesthesia Lab завершил концерт казанского ансамбля ударных инструментов «Пространство Ритма». В прошлом году ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев поддержал инициативу молодого педагога и талантливого солиста Антона Ольховского, который и возглавил работу нового коллектива. На высоком профессиональном уровне звучали произведения Стива Райха, Экхарда Копецки, Мердана Бяшимова и Виталия Харисова, а также сочинения Вадима Генина, Янь И То и Дайвэя Лю, созданные специально к концерту.

Двадцать одна мировая премьера и рейв с оркестром прошли с невероятным успехом. С нетерпением ждем продолжения Synesthesia Lab в следующем году – Казань радушно встретит экспериментальные проекты, новые форматы и композиторские имена.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»