«Риголетто» меняет профессию События

«Риголетто» меняет профессию

Оперный дебют Владимира Панкова встал в один ряд с чередой неудач драматических режиссеров в музыкальном театре

Как интересно смещаются акценты в дискуссиях о музыкальном театре – сегодня даже адепты «классических» постановок уже не считают чем-то вопиющим, например, пресловутый стол и нетипичные акценты в режиссерской версии «Евгения Онегина» Чернякова. Что ж, не только Покровский, но даже и отец-прародитель Станиславский определял оперного режиссера как человека, «который способен строить свою работу так, чтобы она возбуждала мысли, нужные современности». Но сегодняшняя мода издала очередной последний писк, заострив новую проблему: драматические режиссеры массово меняют профессию, все чаще приходя в оперу.

«Мне кажется, многолетний затянувшийся эксперимент по попытке доказать, что оперных режиссеров нет в России как класса, что эта профессия не является самостоятельной сущностью с набором уникальных знаний и умений, и упорное втаскивание в оперу и балет режиссеров драмы окончательно перешло в маразматическую фазу», – справедливо рассуждает у себя на Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Георгий Исаакян.

Дебют в оперном жанре художественного руководителя студии SounDrama Владимира Панкова на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко встал в один ряд с такими неудачами драматических режиссеров в опере, как спектакли «Евгений Онегин» Евгения Арье, «Пиковая дама» Римаса Туминаса и «Дон Жуан» Семена Спивака в Большом театре, пермская «Кармен» Константина Богомолова, «опусы» Алексея Франдетти или Евгения Писарева. При анализе их оперных работ уже сформировался вполне четкий комплекс «претензий», кочующий у музыкальных критиков из рецензии в рецензию. Интерпретация оперы «Риголетто» Верди, представленная Владимиром Панковым, вновь выстрелила мимо тех же мишеней.

Оперный результат у драматических режиссеров, как правило, следующий: в спектакле усиливается драматический компонент, зрительское внимание акцентируется на пышную визуальную зрелищность путем вольной трактовки партитуры и отказа от законов музыкальной драматургии. Есть редкие исключения: например, периодически отказываясь от нарративности, визуальность доминантой своего стиля сделал Кастеллуччи. Он известен работой с природой ритуальности, в том числе и театральной. Но это только его уникальная авторская стилистика.

Ключевая проблема новой версии «Риголетто» – нарушенная чистота жанра. Казалось бы, на сцене все время что-то происходит, почему мы недовольны? Есть и балет, и пантомима, и цирк, и дискотека, и кино. Но такая «многосоставность» негативно влияет на концепцию. Невозможно сказать однозначно, режиссер мыслит комедийно или драматически? Роберт Карсен, например, использовал у себя в «Риголетто» только цирковую стилистику.

В итоге центральная идея Панкова, связанная со взаимоотношением отцов и детей, совершенно заслоняется неуместной полистилистикой, придуманной для избежания «пустоты» на сцене, которую как огня боятся начинающие в опере постановщики. А изначально идею заявили вполне интересно, можно было бы развить линию с тремя разновозрастными Джильдами: основная певица, балерина и ребенок.

Судя по всему, режиссер запутался и в методе «осовременивания». С одной стороны, действие происходит в эпоху бандитских девяностых, с другой, есть и нереализованный «реверанс» в сторону псевдоисторических костюмов: одно с другим в спектакле не согласовывается. Зато костюмы обеспечивают эффектность! Самыми яркими моментами спектакля стали не пронзительно поставленные дуэты или сольные арии, а минутное появление на сцене пародий на Краснознаменный ансамбль Александрова и Хор Пятницкого, караоке и стриптиз Герцога под знаменитую песенку.

Есть в этом «Риголетто» и абсолютно не поставленные номера, что также является общим «оперным грехом» для драматических режиссеров, которые в какой-то момент вспоминают, что музыка самодостаточна. Мы ведь знаем вопиющие образцы полного «самоустранения» режиссуры: «Иоланта» Сергея Женовача, например. У Панкова не продумана, к примеру, ария Джильды. Кроме того, «Риголетто» еще и развивается таким образом, что к финалу музыка абсолютно вытесняет все наносное, режиссер интуитивно сворачивает свою вакханалию, почти убирает массовку, но трагической развязке зритель уже не верит – слишком искусственным и странным был контекст.

Удачным решением в спектакле Панкова можно назвать большой экран, в прямом эфире транслирующий эмоции артистов, которые все же иногда спасали происходящее. Но периодически и в этом режиссер сам себя обкрадывает: как можно было не показать эмоции певцов в дуэте Джильды и Риголетто? Сам по себе метод широко распространен. Например, Варликовский часто пользуется «кинематографичностью». Более того, он ведь много раз вводил дополнительных безмолвных персонажей, например, при постановке «Женщины без тени», а в «Танце семи покрывал» в «Саломее» участвовала и Саломея, и танцовщик, изображающий условную смерть. Так вот откуда «ноги растут»!

Режиссерам из драмы нередко вменяется нелюбовь к музыке: про Панкова этого сказать нельзя, она ему очень нравится как «красивое» сопровождение к драматическому действию. Поэтому ансамбль миманса всевозможными способами, применяя реквизит и элементы сценографии Максима Обрезкова, очень назойливо иллюстрирует каждый мелодический ход. И здесь нарушение главного закона оперы: у нас музыка первична.

Что такое музыкальная режиссура? Элементарное знание нот, чтобы понимать и воплощать тематические связи внутри оперы, и представление о технических условиях для вокала, ради которого, в первую очередь, существует этот жанр. В хороших спектаклях часто важную роль играют разного рода подмеченные детали, даже особенности грима и костюма, особая пластика и актерские задачи артистов, выражающие психологию персонажей.

В премьерном спектакле Панкова работал приличный состав, с которым можно было бы сделать качественную работу. Титульную партию исполнил приглашенный солист Николоз Лагвилава – один из лучших сегодня в этом амплуа, вокально и актерски цельный, убедительный. Прекрасно раскрылась в партии Джильды Лилия Гайсина, обладающая не только приятным мягким голосом, но и музыкальным чутьем к нюансам и эмоциональным оттенкам. Герцог по темпераменту и типу голоса абсолютно подходит Владимиру Дмитруку. Удачно и с ощущением сценической свободы справилась с партией Маддалены Наталья Зимина.

Оркестр под управлением Феликса Коробова звучал с точки зрения культуры звука и вердиевской стилистики неплохо, но маловыразительно: есть вопросы к слишком медленным темпам, вообще, темповый «маятник» качался довольно хаотично даже в рамках отдельных номеров, из-за премьерного «напряжения» случались расхождения с солистами.

Пожалуй, на сегодняшний день набирается уже достаточно фактов, чтобы закончить эксперименты с дебютами драматических режиссеров в оперном театре – хотя бы они не должны проходить на ведущих сценах страны, поскольку результат всегда будет «котом в мешке». Нужно не только иметь амбиции или любить оперу, нужно владеть техническим аппаратом для постановки оперного спектакля – это отдельная и сложная профессия.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»