«Ромео и Джульетта» без нафталина События

«Ромео и Джульетта» без нафталина

В Большой театр вернулся балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского

Этот спектакль, ставший легендой еще при жизни его отца-основателя – Леонида Михайловича Лавровского, практически беспеременно идет в Мариинском театре, где и состоялась его премьера в 1940 году. Пресса, театральные критики оценили тогда постановку восторженно. Например, литературовед Иосиф Юзовский писал: «Спектакль будет жить, он не может не жить. Такое рождается раз в десятилетия». А зарубежные критики (постановку ожидал триумф в 1956 году на гастролях Большого в Лондоне) называли версию Лавровского «грандиозной балетной фреской», «огромным массовым драматическим карнавалом, с хлещущей через край жизнью, с хореографической изобретательностью, с мимикой, захватывающей и эмоциональной».

В московском Большом театре выбор версий балета за всю историю был разнообразнее, чем в Ленинграде: постановку Лавровского в конце 1970-х сменила интерпретация Юрия Григоровича, в которой конфликт семейств был стушеван, а на первый план выходила история любви героев. В 1995 году версия Лавровского снова вернулась на главную сцену страны, но всего лишь на пять лет. 2003 год был ознаменован появлением в Большом модернового спектакля Раду Поклитару, но он здесь недолго задержался. Классика все-таки предпочтительнее: в 2010-м состоялось возвращение постановки Григоровича. А в 2017 году на Новой сцене появилась версия Алексея Ратманского, которая пользовалась особым успехом у балетоманов.

И вот – возвращение к истокам. Постановка Лавровского в Большом имеет серьезную историю – кто только в нем не танцевал: Галина Уланова, Раиса Стручкова, Майя Плисецкая, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова (Джульетта), Михаил Габович, Юрий Жданов, Владимир Васильев (Ромео) и многие-многие другие.

Сцена у балкона. Ромео – Артем Овчаренко. Джульетта – Евгения Образцова

Главная сложность постановки – в освоении артистами эстетики драмбалета. Лавровский создал спектакль по всем законам реалистической достоверности: тут важна культура жеста, требуется хорошая актерская игра. Пантомима и танец сплетены в единое – подчас одно спокойно переходит в другое. Доминирует классический танец, но есть и характерные номера – сочные народные танцы в исполнении кордебалета. Несмотря на подробность проработки образов и общую масштабность (постановка включает в себя тринадцать картин и идет с двумя антрактами) глаз не устает и не замыливается, а действие протекает динамично и увлекательно.

Капитальное возобновление лучшего из драмбалетов осуществил сын хореографа, великий танцовщик Михаил Лавровский, исполнявший в свое время в постановке партию Ромео. Реконструкцией роскошных и объемных декораций (художник – легендарный Петр Вильямс) занимался Сергей Грачев, а Татьяна Ногинова создала новые костюмы по эскизам старых – она попыталась приблизить их крой и форму к историческим фасонам.

Если советскому зрителю середины 1940-х годов эстетика спектакля позволяла убежать от проблем тяжелого социума и военных времен, хоть на несколько часов перенестись в мир недостижимого прекрасного, то более образованная и информированная публика XXI века реагирует на нее несколько по-иному. Уже по декорации второй картины (комната Джульетты) становится понятно, на что опирался Вильямс при создании оформления. Это, конечно же, полотна Сандро Боттичелли, которые цитируются не единожды в спектакле: «Весна», «Рождение Венеры». А декорации, изображающие улочки Вероны, как будто фотографически воспроизводят итальянский город. Оно и понятно: художник в 1928 году посетил эту живописную страну, где фотографировал и делал наброски тех росписей и картин, что ему удалось увидеть.

Во времена, когда в моде минимализм и лаконичность, буйство красок Вильямса ослепляет своим торжественным великолепием и напоминает, что же такое есть настоящий, истинный театр. Театр, в котором грандиозно все: от музыки и хореографии до оформления.

Тибальд — Александр Водопетов

Кстати, о музыке: дирижером-постановщиком спектакля выступил Антон Гришанин. Оркестр в этот вечер звучал в лучших традициях того, как принято сейчас относиться к балетной музыке (увы, даже к Прокофьеву): хотелось бы большей чистоты, синхронности по балансу между группами инструментов. Да и с помпезностью чуть «пережали».

Были времена, когда в Большом работали дирижеры, специализировавшиеся именно на балетной музыке, – Юрий Файер, Александр Копылов. Хорошо бы возродить эту традицию…

Театр предложил зрителям аж пять составов исполнителей.

В спектакле 5 апреля солировали Евгения Образцова (Джульетта) и Артем Овчаренко (Ромео). Для Образцовой партия Джульетты в версии Лавровского когда-то стала судьбоносной: в восемнадцать лет она исполнила ее в спектакле Мариинского театра, став, таким образом, самой юной исполнительницей этой роли в истории театра. Готовила она ее с самой Нинель Кургапкиной. Позже последовали интерпретации в постановках Кеннета Макмиллана в Ковент-Гардене и Алексея Ратманского в родном Большом. Образ Джульетты с артисткой путешествует всю жизнь и потому отделан ею до мельчайших деталей. Свое видение этой партии в капитальном возобновлении Образцова преподносит в акварельных тонах: эмоции героини как бы сконцентрированы внутри нее, состояние девушки выражается посредством танца, а не мимики. Эта Джульетта – тихое, нежное, бесконечно трогательное создание, которое и любит Ромео не аффектированно страстно а очень целомудренно и чисто. Даже бунтует Джульетта-Образцова тихо и скромно, демонстрируя незащищенность четырнадцатилетней девочки.

Артем Овчаренко смотрелся очень гармонично в дуэте с Образцовой, благо его Ромео напоминал сказочного принца. В основе его образа лежала в основном лирика – так что он, скорее, продолжал традиции первых исполнителей партии Ромео (Михаила Габовича, Юрия Жданова, Юрия Гофмана), а не Владимира Васильева и Михаила Лавровского, которые добавили герою непосредственности и более сочных красок.

Хорош обаятельный искрометный Меркуцио Алексея Путинцева, который готовил партию с самим Борисом Акимовым.

Александр Водопетов в роли Тибальда пока слишком холодно-бесстрастен, хотя это позволяет взглянуть на персонажа свежим взглядом: ему ничего не стоит убить человека, словом ли или же действием…

Нынешнее поколение артистов Большого в спектакле Лавровского несет новую эстетику, более современную и гармоничную для нашего времени: графичность танца, эмоциональную сдержанность, преобладание пластики над мимикой взамен утрированным страстям и вампучности. Традиции нужно сохранять, но они не должны быть пропитаны нафталином. Постановка однозначно заиграла новыми красками и выглядит как никогда одухотворенно и свежо.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»