Россини-«Маски-шоу» События

Россини-«Маски-шоу»

Ровно пятьдесят пять лет на сцене Венской оперы царила классическая постановка оперы Россини «Севильский цирюльник» режиссера Гюнтера Реннерта

Наконец театр решился на радикальные перемены – в конце сентября знаток оперного театра Россини дирижер Микеле Мариотти и мастер комедии режиссер Герберт Фрич представили новый вариант «Цирюльника» – без декораций и реквизита, но с блестящим составом солистов.

Представьте, что вы услышали по радио быструю часть увертюры к «Цирюльнику». Если вы в публичном месте, то, скорее всего, начнете отбивать ритм ногой, а если поблизости никого нет – двигаться в такт. Потому что музыка Россини обладает удивительным свойством – она вызывает радость на чисто физиологическом уровне. Очевидно, именно этот эффект пузырящейся радости и пульсирующего ритмического драйва Герберт Фрич положил в основу своей постановки – уже на звуках увертюры мы видим на занавесе размноженную тень танцующей и скачущей фигурки. Этим веселящимся существом оказывается переодетая в мужское трико и завитый парик немецкая актриса и певица Рут Брауэр, которая в этом спектакле исполняет роль Амброджио (слуги дона Бартоло). Но если у Амброджио по ходу оперы всего пара реплик (в оригинале эту партию исполняет бас), то персонаж Брауэр со сцены почти не уходит, продолжая всю оперу танцевать и «отрываться» по полной. И, несмотря на то, что порой его попытки участвовать в действии кажутся слегка назойливыми, идея того, что под музыку Россини нужно прыгать и веселиться, вызывает и понимание, и зависть.

Этот «вирус» танцевально-двигательной моторики в большей или меньшей степени подхватывают все участники спектакля. И это не удивительно, потому что режиссер оставляет их с музыкой на пустой сцене «один на один». Вместо декораций с потолка свисают разноцветные полосы, которые периодически двигаются вправо и влево, образуя яркие мондриановские квадраты. И на этом радужном фоне действующие лица оперы в таких же ярких барочных костюмах и париках разыгрывают запутанную комедию Бомарше. Нет даже реквизита им в помощь – Розина ладошкой передает свое любовное письмо, а Фигаро усердно подыгрывает нежной канцонетте графа Альмавивы на воображаемой гитаре. Перед нами классическая комедия дель арте, веселая пантомима, уморительная клоунада, в которой режиссер вовсе не облегчает зрителю понимание происходящего, а многократно усиливает хаос и абсурд. У Герберта Фрича (в прошлом – легендарного актера-провокатора в ансамбле Франка Касторфа в берлинской «Фольксбюне») ощущение комического абсурда, очевидно, в крови – не случайно его первая режиссерская работа еще в конце 1990-х годов была сделана по Хармсу: в спектакле «Вываливающиеся старухи» сорок пять актеров по очереди вылетали из окна. В своем режиссерском методе он прежде всего идет от актерской импровизации, исполнительской органики по отношению к тексту или к музыке и уже на основе найденной моторики выстраивает рисунок спектакля. Эта стратегия отлично работает в сольных ариях и дуэтах, в которых исполнителям есть где развернуться в выражении музыкального и игрового. Уже в выходной арии Фигаро в исполнении франко-канадского баритона Этьена Дюпюи попадает прямо в десятку – кроме безупречного вокала (изумительно глубокий тембр и идеальная скороговорка) он совершенно неотразим со своей стильной танцующей походкой – этакое ироничное итальянское диско. Прекрасен и чудаковато-отмороженный Дон Базилио в исполнении Ильдара Абдразакова – комическая роль прославленному российскому басу очень к лицу, и венская публика его обожает, а уж танцевальные па в стиле Траволты из «Криминального чтива» заслуживают отдельного «браво». Отлично исполнен и сыгран и дуэт Фигаро с Розиной (выпускница Молодежной оперной программы Большого театра и Академии россиниевского фестиваля в Пезаро Василиса Бержанская) – оба артиста совпадают в игровом партнерстве до мелочей.

Ильдар Абдразаков – Дон Базилио, Паоло Бордонья – Бартоло

Несколько пробуксовывает постановочный метод Фрича в больших ансамблевых сценах, где выстроившиеся на авансцене артисты не всегда точно понимают, чем же им заняться: беспорядочно ходить по сцене, строить гримасы или устроить локальную клоунаду. И здесь на помощь режиссеру и зрителю должен прийти тот самый спасительный абсурд – если отнестись к тому, как Дон Базилио в финальном ансамбле из первого акта долгих пять минут размахивает над головой косичкой парика, по хармсовским меркам, то можно расслабиться и получить удовольствие.

Впрочем, удовольствие в этой постановке вполне гарантирует исполнительский состав. Можно поздравить с удачным дебютом на сцене Венской оперы Василису Бержанскую – партия Розины сидит на ней как влитая, и, несмотря на некоторые следы волнения в начале, ее воздушные колоратуры, томные низы и манеры капризной кошечки заслужили крики «браво» уже после первой арии. Мастер-класс по россиниевским скороговоркам дает итальянский бас Паоло Бордонья в партии доктора Бартоло (его глубокий бас – находка для оперы-буффа: Бордонья ухитряется петь удивительно «глупым» тоном). И, наконец, сладкоголосый Хуан Диего Флорес – по-прежнему один из лучших графов Альмавива: бесконечные аплодисменты после его финальной лирической арии остановили действие на несколько минут. Перепадает знаменитому тенору и зрительского хохота: в начале второго акта, когда граф появляется переодетым в учителя музыки (с длинными волосами и черных круглых очках а-ля «кот Базилио»), он пародирует просветленного хиппи – на каждом акценте фальшивый гуру показывает обеими руками знак «peace».

Василиса Бержанская – Розина

Отсутствие декораций и развернутого драматического действа на сцене еще больше акцентирует внимание на музыкальной основе спектакля. Оркестр Венской оперы под управлением Микеле Мариотти играет очень добротно – продумана мельчайшая проработка всех линий и тембрального разнообразия, опера бодро движется вперед, и при каждой возможности оркестранты с удовольствием подглядывают на сцену. Микеле Мариотти, который родился в тридцати километрах от Пезаро (родины Россини) и был руководителем россиниевского фестиваля, «Севильский цирюльник» знаком до мелочей – именно с этой оперы когда-то началась его карьера в театре. Он бесконечно внимателен к солистам (пару раз «вытягивал» их ритмически) и беззвучно пропевает все партии вместе с ними. Дирижер мастерской рукой проводит контрасты между лирическими и динамическими эпизодами, держит темп, но все же, на фоне принципиальной сценической статичности, в оркестре не хватает шампанского и огня, для того чтобы опера взлетела.

На поклонах довольные артисты продолжали дурачиться, не выходя из своих комических образов. И, возможно, не пройдет и пятидесяти пяти лет, и веселый абсурд этой постановки, умноженный на огненную динамику музыки Россини, еще даст свои плоды.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»