Россини стучится в дверь События

Россини стучится в дверь

Каскад премьер в финале сезона в Мариинском театре увенчала «Итальянка в Алжире» Россини

Удивительно, но «Итальянка в Алжире», эта блистательная «икона стиля», появилась впервые в истории театра! Вместе с Валерием Гергиевым над спектаклем работали молодая постановщица Екатерина Малая (также автор полусценической версии «Золушки») и многоопытный художник Вячеслав Окунев, создавший яркое, «разноцветное» зрелище с 3D-эффектами. События перенесены в условные Эмираты и приближены к современности. «Было несколько вариантов места и времени действия, – рассказала Екатерина Малая. – Мы решили актуализировать историю, хотя здесь, конечно далеко не 2022 год, скорее 1960-е. Но ведь сюжет вечный, потому что всегда есть сильная, смелая женщина, которая победит пиратов, обманет хитроумных злодеев, сделает все, чтобы обрести то, к чему она стремится, – свою любовь».

Напомню сюжет в двух словах: итальянка Изабелла (Екатерина Сергеева) отправляется на поиски возлюбленного Линдоро (Борис Степанов), оказавшегося в плену у алжирского бея Мустафы. Однако вместе со своим помощником Таддео (отличная работа Сергея Романова)  попадает туда же и использует все свои женские чары и хитрость, чтобы вызволить Линдоро и одурачить бея. Вроде бы в центре истории – именно Изабелла. Но в данную постановку вмешивается человеческий фактор, резко меняя акценты, и главным героем становится Мустафа (Ильдар Абдразаков), который и музыкально, и актерски ведет весь состав за собой. Самые восхитительные вокальные красоты, самые уморительные сцены связаны именно с ним. Вот Изабелла пытается «соблазнить» бея, покачивая бедрами, а он, передразнивая ее, повторяет те же движения, но делает это гораздо выразительнее и смешнее. Не говоря уже о сцене посвящения Мустафы в «паппатачи» (выдуманный сан, означающий праздную жизнь в сплошных наслаждениях): сначала он сидит в бане-бочке (из которой торчит только голова в колпаке), потом курит кальян, а в конце поет потешным фальцетом. Абдразаков тут настоящий комик, такой оперный Чарли Чаплин, который, что бы ни делал, доводит публику буквально до колик. Конечно, эта роль у Ильдара Абдразакова отточена до блеска: знаменитый бас «дружит» со своим Мустафой уже двадцать лет, где он только его ни пел – в Нью-Йорке, Вашингтоне, Милане, Вене, Цюрихе, в Зальцбурге (кстати, с Чечилией Бартоли)… А вот для его партнеров по сцене это в основном были дебюты, что создавало заметную «разность потенциалов».

Начнем с заглавной героини: Изабелла – это сложносочиненная партия для изощренного голоса, каковым является колоратурное меццо. Екатерине Сергеевой пришлось нелегко, ведь в ее портфолио превалируют совсем другие роли, в основном в русских и зарубежных операх второй половины XIX – начала XX века. Не скрою, от ее пения хотелось бы большей легкости, инструментальности, полетности, хотя образ у артистки получился, и вполне выпуклый. Исполнитель же роли Линдоро, обладатель красивого тенора Борис Степанов, оказался в еще более сложной ситуации: на протяжении недели ему пришлось исполнить двух героев-любовников в  обеих июльских премьерах театра (помимо Линдоро, он спел Эрнесто в «Доне Паскуале»). В принципе, со стилем бельканто он в последнее время работал немало, думаю, роль Линдоро еще «вырастет» и получится интересной.

 

Такая «школа молодого бойца» как раз и входит в планы худрука Мариинки: прямо на сцене после спектакля Валерий Гергиев заметил, что поддержка молодых певцов для него – один из главных приоритетов. «Иногда стоит мешать составы, чтобы артисты – певцы высочайшего уровня, как Ильдар Абдразаков, – были окружены молодыми солистами. В этом  случае они делают гигантский шаг вперед», – сказал дирижер.

Сам маэстро с какой-то детской радостью окунулся в бешеные темпы и неистовые крещендо Россини, еще раз напомнив нам, каким огромным мастером не только вокального, но и оркестрового письма был композитор. Вот роскошная увертюра, которая задала тон всему спектаклю, – ее Гергиев сыграл настолько виртуозно, что я думала только об одном: «Ну почему ее так редко исполняют в концертах, почему не играют на бис?» А невероятные ансамблевые сцены! Как, например, финал первого действия, где у всех главных героев как будто «крыша едет»: один поет, как колокольчик звенит («динь-динь»), другой изображает ворону («кар-кар»), третий – стук молотка («бум-бум»), четвертый – выстрелы («бах-бах»). Стендаль писал, что после этого финала на мировой премьере «Итальянки в Алжире» 22 мая 1813 года в венецианском театре Сан-Бенедетто зрители утирали слезы и, умирая со смеху, восклицали: «Чудесно! Божественно!» За два века ничего не изменилось: этот виртуозный ансамбль, как и многие другие страницы оперы, остаются такими же чудесными и божественными.

«Мы сами радуемся, что открыли для себя “Итальянку в Алжире”, – сказал худрук Мариинского театра. – Россини – потрясающий автор, и некоторые его оперы давно стучатся в двери нашего театра. Недавно мы вернули “Золушку”, скоро приступаем к разучиванию “Вильгельма Телля”. У нас складывается неплохая коллекция россиниевских опер». А вообще, легкие или, по выражению Валерия Гергиева, «легкокрылые» названия стали новым трендом Мариинского театра, их число обещают наращивать.

Параллельно в конце сезона показали фрагменты «Гугенотов» Мейербера – оперы, которая не идет ни в одном российском театре. И это индикатор другого важного направления Мариинского театра – в сторону исторических опер, которые, начиная со следующего сезона, по словам Валерия Гергиева, будут показывать циклами.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии