Российские композиторы возмутились плагиатом в фильме «Союз спасения»

20.01.2021
Российские композиторы возмутились плагиатом в фильме «Союз спасения»

Высокобюджетный российский фильм «Союз спасения», продюсерами которого выступили Анатолий Максимов и Константин Эрнст, подвергся профессиональной критике композиторского цеха за убогость и неоригинальность музыкального решения.

Открытое письмо на имя президента Национальной академии кинематографических искусств и наук России Владимира Наумова подписали более двадцати человек, назвавших себя Сообществом российских кинокомпозиторов. Поводом для его написания стало выдвижение фильма «Союз спасения» на премию «Золотой орел» в нескольких номинациях, в том числе и в номинации «Лучшая музыка к фильму».

Не называя в письме имени коллеги, создавшего музыку к фильму, российские композиторы упрекают продюсеров в невнимании к музыкальной части проекта. По их мнению, саундтрек фильма с бюджетом в 980 млн рублей странным образом обошелся без участия живого симфонического оркестра и был записан компьютерными звуками не лучшего качества.

Кроме того, ряд музыкальных номеров фильма выдает слишком тесное знакомство композитора с саундтреками из зарубежного кино. Приводится даже конкретный пример из музыки к фильму «Меч короля Артура» (Warner Bros., 2017), на который подозрительно похож музыкальный ряд эпизода «Конная атака» из фильма «Союз спасения». В этом фрагменте письма его авторы выступают с критикой распространенной практики, согласно которой продюсер или режиссер заставляют композитора копировать чужую музыку, лишь немного ее переиначив (профессиональное выражение – «снять копирайт»).

По просьбе «Музыкальной жизни» письмо кинокомпозиторов прокомментировала кинокритик, редактор журнала «Искусство кино» Зинаида Пронченко«Фильм «СС», как известно, не является фильмом, это не кино, а антикино. Ничего удивительного, что музыка к «СС» не является музыкой. Звезды сошлись, все усилия Константина Эрнста и Анатолия Максимова сложились в елочку, хотя опять же, «СС» провалился в прокате, поэтому под елочкой пусто, как и в смысловом или стилистическом поле сей эрзац-картины».

Кинокомпозиторы ставят под сомнение не только профессионализм создателей фильма, но и компетентность экспертов премии «Золотой орел», выдвинувших картину на награду в номинации «Лучшая музыка к фильму».

В этой номинации выдвинуты три композитора: Юрий Потеенко (фильм «Доктор Лиза»), Дмитрий Емельянов («Союз спасения») и Савва Розанов («Стрельцов»).

Российские композиторы пишут в письме Владимиру Наумову: «Считаем целесообразным пересмотреть выдвижение обсуждаемой работы в номинации «Лучшая музыка к фильму», а также просим обратить особое внимание на экспертизу отбираемых в данную номинацию проектов в будущем».

Композиторы, выступившие столь согласным фронтом, не просят от продюсеров и режиссеров никаких новаций, они настаивают лишь на соблюдении профессиональных стандартов, в пренебрежении которыми кроется доля неуспеха российского кино как на мировых, так и на отечественных экранах.