Рождественский круг Павла Карманова События

Рождественский круг Павла Карманова

В начале 2019 года в новом Московском концертном зале «Зарядье» был представлен «Рождественский Вертеп Павла Карманова» – ​произведение, в котором известные жанры и новые тенденции переплелись в оригинальной пропорции. Ни жанр спектакля, ни стиль музыки спектакля точно не определимы; он, соединяя постановку и концерт, мистерию и перформанс, по-новому представил народную драму «Смерть царя Ирода».

Павел Карманов –  композитор-минималист, в числе его работ есть такие проекты, как новая редакция оперы Бородина «Князь Игорь» для Большого театра и номинация альбомов на премию International Classical Music Awards. Но он и известный рок-музыкант, игравший много лет в составе команды психоделических прогрессоров «Вежливый отказ». В своей музыке Карманов –  светлый романтик. Однако комбинация жанров «Вертепа» не допускала и мысли о меланхолии или камерной созерцательности. А вот одна из главных «кармановских» тем –  свет, идущий от музыки, оказалась тут более чем уместна.

Подготовка спектакля сопровождалась медийной шумихой, борьбой с поддельными контрамарками. В зал по театральному обыкновению вносили дополнительные стулья.

Зрители, не присутствовавшие на первом показе «Вертепа» в далеком 2002 году, могли только гадать, что они увидят –  претендента на успех рок-оперы «Иисус Христос –  суперзвезда», сборный концерт лучших музыкантов страны, которых невозможно увидеть по телевизору, или уникальное шоу?

Отметим участие симфонического ансамбля «Персимфанс», Ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», которым руководит Андрей Котов, знаменитого фолк-исполнителя Сергея Старостина, рок-группы «Вежливый отказ», Детского вокального ансамбля «Веретенце», валторниста Аркадия Шилклопера, перкуссиониста Мариана «Марио» Калдарару. Режиссером-постановщиком шоу выступил Алекс Руснак, а графическую концепцию создал Игорь Гурович. Видеоряд, кстати, заслуживает отдельного комплимента –  он получился сдержанным и стильным, то мрачным, а то дающим надежду и свет.

Музыканты, занятые в постановке, составляют особый круг, сообщество по интересам и эстетическим вкусам, по отношению к творчеству, к роли искусства в современной жизни. Эти артисты и сами нередко соединяют разные эстетики в единое целое –  то есть изначально отвечают главной идее кармановского «Вертепа». В этот день процесс стилистической синергии достиг одной из своих вершин.

«Вертеп» в переводе со старославянского –  пещера, исторически же –  народный кукольный театр, двухъярусный ящик, который кукольник носит на себе по ярмаркам. Зачастую в нем происходит именно действо по сюжету Рождества Христова, истории, соединяющей вселенскую радость и инфернальную жестокость. То есть жанр, вроде бы, простой, уличный, при этом, хоть и не содержащий лишних философий, но таящий под нехитрым антуражем вековые проблемы и надежды человечества.

Музыка представляла собой микс авторских тем Карманова, фрагментов рождественской службы и традиционных народных жанров. Главные голоса –  хор и оркестр. Картину дополняли сдержанные ударные. Рок-группа поначалу сидела в глубине сцены, в темноте, словно в засаде. Все ждали появления ярких индивидуальностей. Они были как краски, узоры на партитуре. Лидировал Сергей Старостин, к нему присоединился «Сирин». Пение а капелла, горящие свечи, сдержанный рассказ с выносом иконы и почти крестным ходом на сцене –  таким способом олицетворялись, символизировались само Рождество и его участники. Слушание было серьезное, но публика заметно расслабилась, когда, распевая колядку, вышел детский хор «Веретенце».

Заметным и ожидаемым был эпизод с лидирующей валторной Аркадия Шилклопера, а затем и с прекрасно и звучавшим, и смотревшимся альпийским рогом. Он был велик, собирать его пришлось прямо на сцене.

Сцена царя Ирода соединила трагедию Рахили, буффонаду и картинный ужастик. Исполнителя роли Смерти, которая приходит за Иродом, выбирали по результатам интернет-конкурса: чести удостоился коллега Карманова –  композитор Александр Маноцков. Он разрабатывает свою индивидуальную нишу в сфере академического минимализма. И в то же время оригинально реализуется на территории рок-жанра –  записывает программы песен со струнным Courage Quartet и представляет их на концертах в музыкальных клубах, причем организаторы и издатели уверены, что получаются рок-произведения.

Конфликт Ирода и Смерти разыграли напряженно и эмоционально. Озвучка этой сцены была главной задачей «Вежливого отказа», звучал почти симфо-рок. Музыка, которую группа играет на сольных концертах, как минимум не проще, но тут команда участвовала в постановке со сложной многочастной партитурой, играла с оркестром.

Ирод был успешно низвергнут в ад, на чем миссия Смерти в спектакле закончилась. Такое понимание детского (на билетах был указан возрастной критерий 10+) праздника, представления важно для нашего времени. Не станем вспоминать навязываемые медийной цивилизацией «актуальные» ложно-детские антиобразы. В них нет настоящего переживания, человечности. Вертеп же Карманова –  произведение, очевидно, гуманитарное и гуманное. И в том, что Рождество и Смерть сошлись в одном визуальном и звуковом пространстве, есть отсылка к реальной жизни. «Посмотрите вокруг, не забывайте о главном!» –  словно говорили создатели.

Павел Карманов

Вещи шли без перерыва, решительно пресекая попытки зала аплодировать, но в финале овации звучали несколько минут –  зрители словно чувствовали, что приняты в особый круг посвященных и причастных.

Спектакль Карманова получился одинаково далеким и от народного гулянья, и от церковной службы, и от академического музыкального действа, и от поп-концерта, хотя признаки любого из жанров просматривались ясно, а к ним добавлялись еще и такие музыкальные краски, как джаз, world music и прогрессивный рок. Но главный нюанс: на этом, не самом простом для восприятия концерте было немало детей –  социально-культурное дыхание происходящего было несомненным.

Рождество –  праздник позитивный, но в нем есть интрига и борьба, муки человеческой гордыни и страха, горе и давление непреодолимых обстоятельств, на которые находятся еще более непреодолимые силы –  веры и судьбы. В финале постановки в «Зарядье» вместе с хором на авансцену вышел ребенок, совсем дитя. Свет погас, горела только свечка в руках малыша –  одна на весь большой зал. Это было очень символично и романтично.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории