В концерте сделали акцент на не самых известных сочинениях русских классиков. К примеру, ныне очень редко звучит открывшая концерт сюита Александра Глазунова «Из средних веков» – потрясающая по оркестровке и, главное, образности музыка. Четырехчастный цикл состоит из номеров «Прелюдия. Замок на берегу моря», «Скерцо. Пляска смерти», «Серенада трубадура», «Финал. Крестоносцы». Эти разнохарактерные картинки живо сменяют друг друга и требуют от исполнителей умения переходить из одного состояния в другое. Оркестр Театра Сац под управлением главного дирижера Артема Макарова показал себя блестяще: в первой части струнные чутко живописали картину волн, окружающих старинный замок; в скерцо, построенном в форме вариаций на тему Dies irae, радовала удачная быстрая смена артикуляции и тонкое звучание. «Серенада трубадура» с ее стилизованным под пассакалью колоритом удалась особенно – музыканты чудно передали ее отрешенность и мягкий лиризм. В грандиозном финале особое «браво» духовикам, у которых здесь много ответственных соло. Общая интерпретация цикла оказалась убедительной, но не хватило романтической приподнятости в середине первой части (тема любви), больше преобладала рациональность.
Следующий блок концерта был посвящен музыке Сергея Танеева. Его Канцона для кларнета с оркестром – настоящая русская песнь без слов, меланхоличная и интимная. Видно, что композитор хоть и писал эту вещь для солирующего инструмента, совершенно не думал о том, чтобы придать ей концертный характер. Тут на первом плане прежде всего художественные задачи, солист должен играть максимально выразительно и протяжно, а не поражать публику своей техникой. Сочинение стало поводом блеснуть солисту оркестра театра, кларнетисту Алексею Бычкову.
Инструмент русской души – именно так хочется назвать кларнет после услышанного исполнения. Звук кларнета окутывал своей нежностью и теплотой, создавая элегичное настроение.
Вторым произведением Танеева, представленным на концерте, стала кантата «Иоанн Дамаскин» – шедевр, который, однако, звучит нечасто. Музыканты театра исполнили его на достаточно высоком уровне. Конечно, если бы хор находился не за оркестром, то со сбалансированностью звука не было бы проблем. А так получилось, что оркестр чуть вышел на первый план. Можно придраться, например, к неопертому звучанию у артистов-басов и не всегда стабильно берущимся на пиано верхним нотам у теноров. Рациональность дирижера Макарова этому произведению пришлась впору – строгая форма, эмоции, как будто находящиеся внутри и прорывающиеся только в определенный момент, в обращении к Господу.
Концерт завершился, наверное, самым известным и популярным сочинением Антона Аренского – «Фантазией на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром. Композитор написал его под впечатлением от выступления Ивана Рябинина – известного исполнителя русских эпических песен. Аренский использует два напева: лирический «Добрыня и Василий Казимиров» и эпический «Вольга и Микула». Он превращает произведение в череду вариаций, в которых соревнуются оркестр и фортепиано. Партия инструмента изобилует сменами фактуры и написана для очень технически подкованного исполнителя – нужен настоящий виртуоз. На концерте интерпретацию Фантазии представила Дарья Смирнова, показавшая высокий класс во владении инструментом. Ей подвластны и тонкая лирика, и бравурные пассажи, вздымающиеся ввысь.