«Русский Вудсток» спустя 30 лет Контркультура

«Русский Вудсток» спустя 30 лет

Фильм Юрия Дудя «Русский Вудсток – ​первый рок-фест в СССР» на YouTube наделал немало шума. Фильм – ​про двухдневный «Московский международный фестиваль мира» 1989 года в Лужниках с почти всеми мировыми звездами глэм-рока и хард-н-хэви тех лет. Никто не мог и представить, что такое возможно. Гастроли иностранных эстрадных звезд в СССР были редкостью несусветной, а уж рок-звезд, а уж рок-легенд… А тут – ​Ozzy Osbourne, Scorpions, Bon Jovi, Mötley Crüe, Cinderella, Skid Row! Просто невероятно было представить, что такие музыканты окажутся живьем в советской Москве.

Не стоит верить тем, кто убеждает сейчас, что никого тогда в СССР не знали и не слушали, кроме Оззи и Scorpions. Это неправда. Слушали. Даже в центре Москвы на Арбате легко можно было найти студию звукозаписи, где все эти группы до одной были представлены полной дискографией – только принеси свою бобину или кассету, и за умеренную плату все запишут. А хард-н-хэви-сообщество было куда многочисленнее нынешнего. Это была очень модная музыка.

Фильм Дудя детализирует тот двухдневный фестиваль 12 и 13 августа 1989 года до тех трещинок, что остались в памяти действующих лиц. Которых в фильме немного, и фильм справедливо упрекают в отсутствии голосов Клауса Майне, Ричи Самборы, Оззи, Томми Ли и других. Но этот упрек вряд ли справедлив. Для интернет-фильма личное участие Себастьяна Баха (вокалиста Skid Row) и Александра Маршала (Park Gorky), продюсеров Дока МакГи и Стаса Намина, журналиста Василия Стрельникова – уже много. Есть другое российское ютьюб-видео с такими же глыбами? Не уверен. Компенсируем отсутствие других звезд цитатами из журнала Rolling Stone, вспомнившего об этом фестивале в 2017 году. И напомнившего, что слово «рок» вообще не звучало в афишах и анонсах. Зато все проходило по части борьбы с алкоголизмом и наркоманией.

Соорганизаторы фестиваля Док МакГи и Стас Намин подробно рассказывают о том, как всеми хитростями добились разрешения на проведение рок-фестиваля в Лужниках, зажигание олимпийского огня (и это через 9 лет после бойкота Западом московской Олимпиады) и даже на размахивание огромными американскими флагами в танцпартере. А музыканты делятся воспоминаниями про всеобщий дефицит, тараканов в убогой гостинице «Украина» и неизбежных фарцовщиках.

За всеми этими душещипательными подробностями про отсутствие туалетной бумаги в СССР совершенно растворяется музыкальная суть события. Дудю, как человеку юному и не заставшему прелести того быта, интереснее про быт, а не про музыку. Он очаровательно несведущ почти во всем, что касается музыки. Это уже Док МакГи рассказывает о том, что в Москву привезли на 64 фурах вообще все: 16 000 тонн оборудования, сцены, видеоэкранов, еды, напитков, даже льда для напитков. 350 тысяч тех еще долларов потратили только на еду. 370 техников привезли для работы на стадионе. 3 миллиона долларов стоило оборудовать сцену, и еще от 6 до 10 миллионов – организовать видео- и аудиотрансляции, сделать компиляцию фестивального альбома.

МакГи, правда, умалчивает о том, сколько стоили права на трансляцию. Прямой эфир вели сразу три мировых канала, включая MTV и ShowTime, плюс CNN давало регулярные прямые врезки из Лужников (советские зрители ничего этого не видели, им показали лишь нарезки в разных телепрограммах, а российский MTV появится только через 9 лет). После фестиваля в телепрокат вышел фильм Moscow Music Peace Festival, и в продажу была выпущена компиляция из концертных записей. Так что сомневаться в том, что Док МакГи отбил все эти немалые затраты, не приходится. И это не считая 180 тысяч проданных на два дня билетов.

С технологической стороны многое для СССР было впервые. Впервые приехала такая качественная звуковая и световая аппаратура, что для рок-музыки критически важно. Очевидцы с замиранием сердца смотрели, как монтажники ходили с карабинами, рациями, переносным дизель-генератором и лазерной установкой, по которой выкладывались блоки сцены. Сейчас это стандарт, но 30 лет назад в СССР это было невероятно футуристично. Иностранные монтажники получали 200 долларов в час, что вгоняло в печальный транс советских людей. На саундчеки приходили наши рок-звезды вроде Дмитрия Варшавского («Черный кофе») и подавленно смотрели на это великолепие. А в финале концертов, когда играли Bon Jovi, еще и невиданная пиротехника жахнула…

В стилистическом отношении «Московский международный фестиваль мира» был не слишком разнообразен. Глэм и хард. Отчасти это было связано с тем, что менеджер Док МакГи привез в первую очередь группы, с которыми работал. В финале пели Bon Jovi, потому что главной задачей МакГи было «раскрутить» их в СССР (как и фильм Дудя – реклама их же предстоящих гастролей в России). А Стас Намин взял группы исключительно из своего Музыкального центра, только те, которые он сам продюсировал: «Парк Горького», «Бригада С», «Нюанс». Такой междусобойчик, но группы Намина были поразнообразнее. «Нюанс» представлял арт-рок, Гарик Сукачев вообще что-то аутентичное, а «Парк Горького» был экспортным вариантом русского хард-н-хэви.

Наконец, главная претензия многих зрителей – название. Отчего «Русский Вудсток – первый рок-фест в СССР»? Формально – нелепица. Рок-фестивалей в СССР хватало и до Лужников 1989 года. Уже прошел легендарный «Подольск‑87» с «Зоопарком», «ДДТ», «Калиновым мостом», «Настей» и др. В 1988 году стартовал Rock Summer (Glasnost Rock) в Таллине с участием английских, финских, итальянских и даже аргентинских групп, включая Steve Hackett и Leningrad Cowboys. А первый рок-опен-эйр прошел еще в конце 60-х под Пярну. Кто из них «Русский Вудсток»?

Так вот, «Русским Вудстоком» этот фестиваль прозвали сразу, причем и у нас, и за границей. Во флагмане тогдашней рок-журналистики – журнале «Ровесник» – статья Сергея Кастальского называлась «Вудсток на Москве-реке»: «Наверное, московский фестиваль не может быть аналогом Вудстока, даже точно – это не Вудсток. Но если взглянуть на него как на своего рода верстовой столб, у которого еще хоть немного рассеялись прежние страхи перед рок-музыкой… то, может быть, это и был наш Вудсток, Вудсток на Москве-реке?» Ему вторил Евгений Федоров в питерской «Смене»: «Атмосфера праздника, всеобщего единения и понимания… Видимо, этим же запомнился и легендарный Вудстокский фестиваль, 20-летие которого отмечается в этом году». «Эхо Планеты» писало: «Будет ли через 20 лет слово “Лужники” звучать для любителя современной музыки так же, как сегодня звучит “Вудсток”? Ответит время». Западные СМИ пестрели заголовками вроде «The 1989 Woodstock Festival – Moscow Style». Спустя 18 лет журнал Rolling Stone безапелляционно вынес в подзаголовок: «Русский Вудсток». Что и требовалось доказать.

Впервые в советской истории в Москву приехали мастодонты тяжелой сцены и отыграли два концерта невиданного доселе качества и размаха. Китайцы до сих пор на «Алиэкспрессе» продают футболки с принтами афиши того фестиваля… Так что пусть все-таки будет «Русский Вудсток».

Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=yaCcVs9GVo0


Мэри Гормли (представитель A & R, Geffen Records):
Поехав в местный музыкальный магазин, вам придется принести свою кассету. Там были рукописные списки записей. Вы выбираете что-то из списка и платите за то, что бы вам продублировали оригинал на кассету. Но вы должны были принести свои кассеты.

Томми Ли, барабанщик, Mötley Crüe:
У русских поклонников музыки не так много концертов было. Поэтому реакция на фестиваль была не похожа на обычный рок-концерт где-нибудь в Айдахо. Это не типичная реакция, к которой мы привыкли. Они столько лет ждали такого события и думали, что такое не повторится больше.

Дэвид Брайан, клавишник, Bon Jovi:
Я открыл номер. Он выглядел как сортир. Еще была целая комната людей, подслушивающих, со всеми видами наушников и аппаратуры.

Скотти Хилл, гитарист, Skid Row:
Было ли отличной идеей послать кучу хэви-металлических музыкантов для представления «чистой» жизни, жизни без алкоголизма и наркотиков? Я так не думаю! Но это было обязательным для устроителей.

Рэйчел Болан, басист, Skid Row:
Я помню, что там не было душевой занавески и деревянного поддона на полу ванной. Включаем свет в душевой – и несколько дружелюбных тараканов рассеиваются.

Роб Аффусо, барабанщик, Skid Row:
Я хочу сказать вам, что водка в России экспоненциально сильнее, чем водка в Америке.

Рудольф Шенкер, Scorpions:
Это было для нас очень важно – показать россиянам, что в Германии рождается новое поколение, которое не идет с танками и ведет войну, а приезжает с гитарами, играет музыку и приносит любовь и мир.

Цитаты: Rolling Stone, 22 сентября 2017, перевод: Сергей Сычев

 

Игра по чужим правилам Контркультура

Игра по чужим правилам

В отличие от большинства коллег по рок-сцене начала нулевых, Coldplay спустя двадцать лет снова штурмуют чарты. Но цена, которую им пришлось за это заплатить, кажется непомерной

Роковые классики… и классические рокеры Контркультура

Роковые классики… и классические рокеры

Могут ли музыканты во фраках понять людей в кожаных брюках и сыграть с ними концерт?

Разновидность волшебства Контркультура

Разновидность волшебства

Почему Фредди Меркьюри остается нашим хорошим другом

Игра без правил Контркультура

Игра без правил

Новый альбом Моби трудно назвать шедевром, но его карьере, полной рискованных шагов и почти сознательных провалов, это едва ли повредит.