Рыцарь Музыки Персона

Рыцарь Музыки

Ушел из жизни Валентин Григорьевич Тернявский. Музыкант, сценарист, телеведущий

Деликатность и мягкость – главные черты его характера – в жизни. Твердость, жесткость, настойчивость – в работе. Два диплома Московской консерватории (пианист, класс профессора А. Б. Гольденвейзера, музыковед и неоконченный курс по композиции) – не всегда доказательства профессионализма. А вот выступления как солирующего пианиста с симфоническими оркестрами (с самим Евгением Светлановым!), собственные фортепианные импровизации и вечный восторг и поклонение Великой Музыке, ее созидателям и исполнителям – это и есть его главный Диплом Жизни. Более ста фильмов о музыке и музыкантах оставил нам в наследство Валентин Григорьевич. Ему было 87 лет. Но как не совпадали эти календарные цифры с его зажигательной юношеской энергией! «Он ушел на взлете своей творческой жизни», – сказал о нем его друг еще с детских лет по ЦМШ композитор Родион Щедрин.

Элегантный, подтянутый, всегда следящий за всеми музыкальными событиями, несколько наивный в быту, верный, любящий друзей. Таким остался он в памяти тех, с кем встречался на своих жизненных перекрестках. «Скупимся на любовь, скупимся!» – пела Алла Пугачёва.

Мы всегда сокрушаемся вслед: не успели вовремя сказать доброе слово, не сумели поддержать успех, не договорили… Вот перед вами, быть может, запоздалые, но искренние признания друзей детства, его телевизионных коллег по работе, музыкантов, артистов…

Михаил Швыдкой,
один из основателей телеканала «Культура», специальный представитель Президента РФ по Международному культурному сотрудничеству

Когда создавали телеканал «Культура», это был 1997 год, естественно, первым человеком, которому я позвонил, когда думал о том, что нам надо создать музыкальное направление нового телеканала, был Валентин Григорьевич Тернявский. Таких музыкантов, таких людей, которые так глубоко бы знали музыку, немного, поверьте. Потому что он и сам мог сесть к инструменту и сыграть любое самое сложное сочинение. От Баха до Оффенбаха. И у него был огромный опыт работы на телевидении. И когда уже была выработана основная линия музыкального телевещания, Валентин Григорьевич вдруг решил уйти с поста руководителя. Я его отговаривал. Но он сказал, что хочет заниматься творческой работой… И как он оказался прав! Сегодня в золотом фонде архива телеканала «Культура» более ста фильмов Тернявского! И во многих мы видим его исполняющим собственные фортепианные импровизации. Он был настоящим Рыцарем Музыки.

Родион Щедрин,
народный артист СССР

Я его всегда определял для себя и для музыкантов, кто был рядом, как летописца всего того нашего времени. Для меня эта потеря особенно горька, потому что с Валентином Григорьевичем мы вместе шли в жизни. Ну, иногда сближаясь, иногда отдаляясь в силу разных причин – географических или увлеченностей разных. Но были знакомы с 1943 года, с тех лет учебы в ЦМШ.

У нас вообще была такая символическая схожесть наших цифр. Например, мы родились оба 16 декабря. Только он в 1933 году, а я в 1932-м. Мы были знакомы друг с другом, величая друг друга по имени: Валя, Родик – 78 лет! Это, конечно, целая длинная человеческая жизнь. А если принять во внимание 1941 год, то вообще знакомы уже 80 лет. Мы общались, оказывается, на приемном экзамене. И я был принят, и он в июне 1941 года. А дальше нас уже вой­на в разные места отправила…

Галерея фильмов, созданных им, сериал «Музыка мира и вой­ны», что сравнительно недавно прошли по телеканалу «Культура», словно бы подвели итог того, что он сделал. Его фильм о Шостаковиче, и не один. О Рахманинове – несколько, о Чайковском, и так до наших дней, где героями были Раймонд Паулс, Оскар Фельцман и другие. Его фильмы, которые с каждым годом будут приобретать все большую ценность, потому что они уже становятся летописью и историей музыкальной жизни нашей страны, будут все больше интересны, раритетны.

Николай Луганский,
народный артист России

Так получилось, что его фильмы (о Светланове, Гилельсе) я узнал раньше, чем познакомился с его игрой на рояле. Поразительный дар импровизатора! Он легко мог сыграть как любой симфонический отрывок, так и сразу перейти к джазу или французскому шансону. Нас очень многое объединяло. Любовь к Рахманинову – кажется, его Третью симфонию мы оба обожали чуть ли не больше всех других сочинений. Его добрые слова всегда были для меня большой поддержкой! Он учился в ЦМШ практически в те же годы, что и мой последний учитель – С. Л. Доренский. Это поколение, пережившее годы вой­ны, обладало очень рельефными нравственными и жизненными ориентирами. И радость от музыки, от сознания причастности ко всему великому, что в ней создано, светилась в глазах и Валентина Григорьевича, и Сергея Леонидовича.

Алла Пугачёва,
народная артистка СССР

Трудно осознать, что Валентина Тернявского больше нет с нами. В моей душе он останется как Интеллигент с большой буквы. Человек, отличающийся глубокой внутренней культурой и самостоятельным мышлением. Талантливый человек талантлив во всем. Это тоже о нем, о Валентине Григорьевиче. Чем бы он ни занимался, он это делал вдумчиво, прекрасно. Он был и журналистом, и композитором, и пианистом, редактором, телеведущим. Он зачастую преуменьшал свои заслуги и свой вклад в творческие начинания, чтобы подчеркнуть талант других, которыми он искренне восхищался. Для всех, ценивших его, он будет всегда жив в сердечных воспоминаниях. Скромный, интеллигентный, милый друг.

Раймонд Паулс,
народный артист СССР

Всегда с большим вниманием слушал именно его отзывы о том, что я написал, что я играю. Он имел прекрасное музыкальное образование, великолепно разбирался в классической музыке и (такое не часто бывает с консерваторцами) с уважением относился к тому жанру, которым я к тому времени занимался. Благодаря ему я вышел на таких гигантов поэзии, как Андрей Вознесенский, Илья Резник. Евгений Евтушенко. Было создано столько песен! Да! Я в ­какой-то беседе назвал его, шутя, конечно, одним из последних русских интеллигентов на телевидении. Просто приятно было быть с ним вместе, говорить о музыкальных новинках в самых разных музыкальных жанрах, причем он сразу же мог удачный мелодический момент наиграть на рояле.

В свое время мы, конечно, встречались в Юрмале. Тогда там собиралась вся творческая элита страны: концерты Эмиля Гилельса, лучшие симфонические оркестры, мастера театра, кино. А потом в Юрмале в советское время создали такой конкурс (аналог Сопота) молодых эстрадных исполнителей. И появились новые имена на эстраде: Родриго Фоминс, Александр Малинин, Валентина Легкоступова, Леонид Агутин… И все они становились героями музыкальных передач телевидения, не без участия Валентина Григорьевича. Сейчас этот конкурс переехал в Сочи. «Новая волна» – так он теперь называется. Я смотрел его по телевизору. И мы все время по телефону обменивались мнениями с Валей. Часто в последнее время, когда мы разговаривали по телефону, у нас совпадали точки зрения на сегодняшний шоу-бизнес, на песенный репертуар. Я острил: «Валя, мы теперь брюзжим по-стариковски». Но он не был стариком. У него было много творческих планов, он очень живо интересовался всеми музыкальными новинками. Жаль, так жаль, что Вали нету. И не смогу я больше сыграть ему по телефону ­что-то новое и услышать его всегда доброжелательное, но очень объективное мнение.

Эдуард Грач,
народный артист СССР, профессор Московской консерватории 

…ЦМШ. Я наказан за ­что-то, поэтому сижу в классе и с завистью смотрю в окно на гоняющих во дворе мяч футболистов. Среди них маленький, юркий и очень ловкий Валя Тернявский. Он младше меня на три класса, но мы, старшие, уважаем его как умелого футболиста.

…Речной круиз по Волге. Неожиданная встреча на корабле через много лет (у каждого из нас ведь своя жизнь!) с Валей Тернявским. Тут же за разговорами у нас сложился дуэт. И уже вечером мы вместе играем на импровизированном концерте пьесу Керна «Дым». Заработали бурные аплодисменты, даже «бисировали». Вдохновились успехом так, что сыграли эту пьесу и на сцене Большого зала консерватории с моим камерным оркестром «Московия».

…Мой юбилейный вечер на сцене БЗК с оркестром «Московия». Валя приготовил мне сюрприз: свою фортепианную импровизацию на тему песни Дунаевского «Каким ты был», умело соединив ее с «Шехеразадой» Римского-­Корсакова. И ведь отрепетировал с «Московией» тайком от меня!

…Страшно представить, что этого больше не будет: ни ночных наших телефонных звонков со всеми успехами и негативами прошедшего дня. Ни встреч в моем консерваторском классе, куда он любил иногда заглядывать. Его знали все мои ученики. А Никиту Борисоглебского Валентин Григорьевич даже успешно возил на детский конкурс «Евровидение» классической музыки… Весь наш музыкальный мир осиротел!

Денис Мацуев,
народный артист России 

Никогда не забуду первого нашего визуального знакомства, когда Валентин Григорьевич вышел на сцену Евгением Светлановым. Валентин Григорьевич играл Гершвина «Рапсодию в стиле блюз». Настолько меня это тогда поразило необычной трактовкой, своим отношением. Сразу видно, что у этого человека помимо блестящего владения фортепиано был и композиторский дар. Не забуду его транскрипцию на вторую часть Пятой симфонии Чайковского, которую он играл в ЦМШ на ­каком-то концерте. Я там тоже был. Это настолько запало мне в душу: и его прикосновение к инструменту, и его отношение к этой музыке. Как будто он соавтор этого произведения. Это было сыграно по-тернявски, если так можно сказать. На мой взгляд, ­каким-то образом мы сроднились, когда был Конкурс Чайковского 1998 года, когда Валентин Григорьевич вел дневники конкурса, всегда со своим профессиональным анализом, захватывающе интересно. Тогда не было интернета, и единственным лучом света были такие выпуски. Он меня тогда ­почему-то сравнил с Гилельсом. Я был польщен столь высокой оценкой. Тогда даже подумать не мог, как всё сложится, и получилось, что Валентин Григорьевич ­как-то уверенно предсказал мне мое будущее, так поверив в меня.

И потом мы много раз встречались на концертах. Какие он делал замечательные фильмы на «Культуре»! Никогда не забуду фильм «Концерт с ноты Re» про мой любимый Третий концерт Рахманинова. Да и другие фантастические передачи. Про ЦМШ, например. Мне тоже посчастливилось в нем участвовать. Я уверен, что все настоящее проходит в импровизации. Спонтанность, она нужна везде: на сцене, в жизни на репетициях, на съемках.

Александр Соловьёв,
профессор, декан, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории 

Всегда с душевной теплотой и сердечной благодарностью вспоминаю профессиональное и дружеское общение с Валентином Григорьевичем Тернявским – легендарным Музыкантом, который доброжелательно внимал успехам Камерного хора Московской консерватории. В апреле – мае 2021 года В. Г. Тернявский вместе со своей женой, Людмилой Ивановной Дубовцевой, присутствовал на премьерах новых сочинений Р. К. Щедрина. Подарок судьбы, что мой учитель и основатель Камерного хора консерватории профессор Б. Г. Тевлин, с которым Валентин Григорьевич был знаком еще со студенческих лет, передал мне не только свое профессиональное мастерство, но и эстафету творческого общения с великими музыкантами нашего времени, к которым, несомненно, относится и Валентин Григорьевич.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны