Рыцарь рабочего стола События

Рыцарь рабочего стола

Режиссер Дмитрий Отяковский поставил оперу в пространстве Let’s Play

Фильмы-оперы не пользуются популярностью у современных режиссеров. Хорошие сценические видеозаписи и проникновение кинотехник в театральную режиссуру сделали оперные экранизации ненужными, так что после знаменитых кинофресок Франко Дзеффирелли жанр особо не развивался. Мечтая возродить его, молодой петербургский режиссер Дмитрий Отяковский переосмыслил фильм-оперу в актуализированном карантином screenlife-формате. В виртуальном пространстве ожила одноактная опера Рахманинова на сюжет трагедии Пушкина «Скупой рыцарь». Впрочем, нельзя сказать, что до этого она полноценно существовала в офлайне. При жизни Рахманинова оперу сняли уже после четвертого исполнения и потом ставили редко. Версия Отяковского спустя две недели после показа набрала 129 тысяч просмотров.

Широкий интерес к проекту вызвало его название – «Let’s Play-опера». Дословное «давайте поиграем в оперу» совпало с сутью явления Let’s Play: так называют видео с прохождением компьютерной игры, за которым наблюдают ее участники, а у Отяковского – солисты. В пространстве русской ролевой онлайн-игры «Сфера» каждый из исполнителей получил свой аватар (художник Оганес Айрапетян). Согласно сюжету, конфликт между принцем Альбером и его богатым, но жадным отцом Бароном заканчивается смертью последнего. Действия игровых аватаров лишь намекнули на эти события, игра скорее отразила антагонизм героев: Барон управляет демоном-некромантом, Альбер – рыцарем, и в момент конфликтов они сталкиваются в игровых батальных сценах. Как и при съемках живого кино, создателям потребовалось найти локации и реквизит – но теперь виртуальные. Чтобы достичь нужной местности, пришлось пройти несколько уровней игры, а чтобы обзавестись шлемом и топором – накопить виртуальной валюты.

Музыка Рахманинова вписалась в интерфейс игры удивительно органично, как в свое время – в голливудское кино. Оркестровая партия «Скупого рыцаря» очень развита в отличие от вокальной (за это оперу часто упрекали), но в стремительной динамике ролевой игры это скорее преимущество. Одну из редких записей «Скупого рыцаря» осуществил оркестр «Таврический» под управлением дирижера Михаила Голикова.

Сергей Лейферкус – Барон, Роман Арндт – Альбер
и Андрей Батуркин – Герцог в пространстве онлайн-игры «Сфера»

Собственно, события оперы Отяковский осовременил и поместил в компьютерный интерфейс. В Zoom встретились среднестатистический клерк (принц Альбер в исполнении Романа Арндта), его напарник (Слуга, Денис Беганский), престарелый параноик (Барон, Сергей Лейферкус), бизнесмен-миллениал из Москва-Сити (Герцог, Андрей Батуркин) и теневой делец (Ростовщик, Леонид Бомштейн). Остроумно обыграв программный минимум компьютерного рабочего стола, режиссер превратил его в декорации. К примеру, барон у Отяковского чахнет не над сокровищами в своем подвале, а над таблицами Excel со списками должников. Вместо подвального ключа он использует пароль, а учет полученных драгоценностей (масок для сна, набора инструментов, холодильника и прочего хлама) ведет в PDF-файлах. Даже компьютеры героев у Отяковского превращаются в хара́ктерный реквизит: принц Альбер пользуется обычным, ретроградный Барон – допотопным, а богатый Герцог, выходящий на связь из московской высотки, – новеньким макбуком.

Совместить интерфейс рабочего стола и виртуальное пространство игры со звучанием оркестра и партиями солистов – технически непросто. Запись оркестра и голосов происходила отдельно, так что синхронизировать два этих организма пришлось искусственно. Следуя за дистанционным (по Zoom) управлением Голикова, солисты подстраивались под уже записанную оркестровую фонограмму. Полностью находясь под ее властью, они тем не менее смогли смоделировать обычную для оперы ситуацию, когда певцы ведут оркестр, а не наоборот. Маленькие окошечки Zoom потребовали от исполнителей подхода, похожего на чувство инструментального piano: сдержанности жеста, чтобы оставаться в кадре, и вместе с тем его гипертрофированности, чтобы за кадром не пропадать. Не пропадать помогли и голоса: пытаясь преодолеть все виртуальные преграды, они звучали будто сверх своих сил. Колокольный бас Лейферкуса, звонкий тенор Арндта и благородный баритон (благородного) Герцога в исполнении Андрея Батуркина украсила фактурная, кинематографическая игра. Леонид Бомштейн, совершая длинные, почти восточные подъезды к каждой ноте, голосом обыграл партию хитрого, юркого, просчитывающего все наперед Ростовщика.

Запись оперы «Скупой рыцарь» оркестром «Таврический»

Важное значение у Отяковского получили второстепенные персонажи. Переосмыслив их функции, режиссер расширил пушкинский сюжет. Например, ввел женскую роль, которая отсутствует в традиционной версии. Тут женщина проникла в игровой мир и предстала в виде амазонки, которой управляет Герцог. А ведь он по сюжету играет роль типично женскую – пытается примирить поссорившихся отца и сына. Наконец, Отяковский изменил и сделал финал трагедии закрытым. Внезапная, но естественная смерть пушкинского Барона у режиссера стала следствием заказного убийства. Его детали раскрыли записи со скрытых камер: в почтовый ящик Барона отраву под видом таблеток подбрасывает еще один второстепенный персонаж – Слуга.

Поставленный в рамках Национальной премии «Онегин», «Скупой рыцарь», по словам режиссера, «не извиняется за то, что он в онлайне». В ряду множества оперных (и не только) онлайн-опытов, вызванных пандемическими ограничениями, это редкий случай, который, будучи следствием, способен отделиться от своей причины и существовать самостоятельно в дальнейшем. На очереди – тетралогия из опер по «Маленьким трагедиям» Пушкина.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»