С цифрами и фактами События

С цифрами и фактами

Завершился второй цикл III Всероссийского музыкального конкурса, проводимого Федеральной дирекцией фестивальных и музыкальных программ «Росконцерт». В нем приняли участие оперно-симфонические дирижеры, хоровые дирижеры и камерные ансамбли.

По регламенту конкурсные прослушивания проходили во всех федеральных округах России с финальным туром в Москве. Для одаренных молодых музыкантов, живущих в отдаленных регионах, проведение прослушиваний на местах, куда приезжало специальное жюри, – уникальный шанс заявить о себе. Исключение составила номинация «Оперно-симфоническое дирижирование»: ввиду особой специфичности специальности прослушивания всех трех туров проходили в Москве, в Большом зале Московского Дома композиторов.

Жюри финального этапа возглавили: народный артист России, профессор МГК имени П. И. Чайковского, президент Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей Александр Бондурянский («Камерные ансамбли»); народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого хора РГМЦ «Мастера хорового пения», профессор, заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства МГК имени П. И. Чайковского Лев Конторович («Хоровое дирижирование»); народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Государственной академической Московской филармонии, профессор Юрий Симонов («Оперно-симфоническое дирижирование»).

Было подано 106 заявок на хоровое дирижирование, 75 – от оперно-симфонических дирижеров, претендовали на участие в отборе 67 камерных ансамблей (224 человека). Если рассмотреть по регионам, то наибольшая активность наблюдалась в Центральном федеральном округе – оттуда пришло 50 заявок, примерно на равных проявили себя Уральский (27), Сибирский (26), Южный (25) и Северо-Кавказский федеральные округа (25). Всего 10 заявок пришло из Дальневосточного федерального округа.

Наибольшее число заявок по специальности «Оперно-­симфоническое дирижирование» поступило из Центрального федерального округа (20), «Хоровое дирижирование» – из Приволжского (27), «Камерные ансамбли» – из Северо-­Западного федерального округа (16).


Андрей Малышев,
генеральный директор ФГБУК «Росконцерт»

Всероссийский музыкальный конкурс уникален по ряду причин. В первую очередь он впечатляет своими масштабами. Наверное, трудно найти в мире творческое состязание, охватывающее все специальности музыкального исполнительского искусства и одновременно такой широкий географический пласт. Но еще важнее то, что молодые таланты получают путевку в жизнь, не выезжая из родных городов: жюри проводит прослушивания на местах, что уже является исключительным шансом для исполнителей, а также организует мастер-классы, передавая бесценный опыт молодому поколению.

Также конкурс оказывает колоссальную поддержку исполнителям, давая им возможность заявить о себе перед ведущими мастерами отечественного музыкального искусства, но особенную, очень важную роль он играет для молодых дирижеров.

«Оперно-симфоническое дирижирование» – это отдельная номинация, требующая пристального внимания со стороны музыкального сообщества и в целом общественности ввиду своей специфичности: во-первых, дирижеру сложнее других начать профессиональную жизнь, так как его главный инструмент – оркестр, доступа к которому у студента или выпускника ВУЗа нет. Во-вторых, дирижерских конкурсов в мире и тем более в России крайне мало, поэтому Всероссийский музыкальный конкурс, проходящий раз в четыре года по данной специальности, особенно ценен – это уникальный шанс для дирижера заявить о себе. Как показывает время, лауреаты прошлых конкурсов успешно работают руководителями оркестров и активно гастролируют. Среди них, например, Валентин Урюпин, Димитрис Ботинис, Алексей Рубин, Тимур Зангиев, которые уже широко известны не только российскому, но и зарубежному зрителю.

Конкурс проводит мониторинг в сфере музыкального образования и задает учреждениям высокую планку. Ежегодно члены жюри разрабатывают программу высокого исполнительского уровня, которая позволяет осуществить профессиональную сверку всего российского музыкального образования и перспектив развития исполнительского искусства в стране. Результаты Всероссийского музыкального конкурса представляют собой готовые аналитические отчеты для компетентных органов в сфере образования.


Лауреаты конкурса

Хоровое дирижирование

II премию конкурса вручили Даниилу Лашину (Санкт-Петербург), Данилу Лукину (Москва) и Марине Лупарь (Ростов-на-Дону). III премии были удостоены Кирилл Кадыков (Москва), Алексей Плева (Нижний Новгород) и Галина Цывинская (Москва). Дипломантами конкурса стали: Виктория Агабабова (Нижний Новгород), Мария Аранбицкая (Екатеринбург), Лилит Камелина (Казань).

Оперно-симфоническое дирижирование

По специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» лауреатами стали Никита Сорокин (II премия), Николай Цинман (II премия), Андрей Колясников (III премия) и Хетаг Тедеев (III премия). Церемония награждения и гала-концерт лауреатов состоялись в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

Камерные ансамбли

Конкурс по специальности «Камерные ансамбли» проходил в двух номинациях: «Фортепианное трио» и «Струнный квартет».

Лауреатами первой и второй премий в номинации «Фортепианное трио» стали ансамбли Московской консерватории.

Первую премию завоевало фортепианное трио в составе: Никита Каплунов, Арина Зеленина, Владислав Алмакаев. Вторую премию – фортепианное трио в составе: Виталий Стариков, Екатерина Кузеванова, Евгения Моргунова. Второй премии также удостоено фортепианное трио Казанской консерватории (Зульфат Фахразиев, Дина Хисанбеева, Сергей Пономарев). Третью премию вручили фортепианному трио «Spirituoso» Санкт-Петербургской консерватории (Анастасия Галенина, Екатерина Яркова, Никита Корзухин).

Лауреатами в номинации «Струнный квартет» стали: струнный квартет «Matisse» Московской консерватории в составе: Татьяна Полякова, Роман Викулов, Екатерина Татаринцева, Лидия Аристова (II премия), струнный квартет Санкт-Петербургской консерватории в составе: Елизавета Глазунова, Евгения Садовникова, Давид Бекеле, Михаил Гранов (II премия).

Третьей премией отмечены: «Сибирский квартет» Новосибирской консерватории (Вероника Свешникова, Алена Косачева, Станислав Широких, Ярослав Кучерявых) и «Ауэр-квартет» (Элина Друх, Александра Патрикеева, Надежда Чумовицкая, Татьяна Тутынина).

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев