С китайским акцентом События

С китайским акцентом

На сольном концерте Рашида Калимуллина прозвучали сочинения на восточную тематику

Уже далеко не первый год народный артист России, председатель правления Союза композиторов РФ Рашид Калимуллин отмечает свой день рождения – 6 мая – сольным концертом в Большом зале консерватории. Программы, конечно, каждый раз новые и отражающие актуальный творческий процесс автора. Вот и в этом году не обошлось без премьер. Но особенностью вечера стал явный китайский акцент – и в самой музыке, и в выборе исполнителей: за пульт Московского государственного академического симфонического оркестра встал дирижер Тао Линь, а на фортепиано солировал Жуй Мин.

Одна из любимых тем Рашида Калимуллина – путешествия. Маэстро с юности активно гастролировал и привозил из других стран не только пополнения для своей коллекции музыкальных инструментов (в том числе совершенно экзотические), но и материал для новых сочинений. В последние же годы Калимуллин стал, кажется, с двойной активностью создавать музыкальные портреты разных регионов и культур. В 2024-м в БЗК состоялась премьера «Путешествия Аладдина», теперь же мы услышали симфоническую поэму «Синдбад-мореход» и «Китайские истории – легенду о любви».

Для обоих опусов характерен яркий восточный колорит в соединении с западноевропейской оркестровой традицией. Но, разумеется, Восток здесь разный: в одном случае перед нами предстает знойный арабский мир, в другом – мудрая и загадочная Поднебесная.

В своих произведениях Калимуллин идет по стопам русских классиков XIX века, прежде всего, Римского-Корсакова – тоже, кстати, неравнодушного к путешествиям. Возникает и другая аналогия – киномузыка. Как тут не вспомнить прекрасные фильмы-сказки, саундтреки которых столь же непосредственно и живо отражают приключения героев? Впрочем, симфонический язык Калимуллина сам по себе очень визуален, воображение слушателя невольно иллюстрирует события, разворачивающиеся в звуках. Иначе говоря, это действительно киномузыка, только кино «показывают» в нашем сознании.

Наряду с мировыми премьерами на концерте прозвучала и московская – впрочем, не менее значимая. Цикл «Мыс доброй надежды» был написан Рашидом Калимуллиным в прошлом году – как художественный отклик на саммит БРИКС в Казани. Пять из шести частей поэмы для оркестра и хора соответствуют пяти странам объединения, еще одна выполняет роль вступления и показывает столицу Татарстана, принявшую высоких гостей. Опус в целом пропитан геополитической символикой: само название указывает на ЮАР и конкретный географический объект, но, естественно, прочитывается более объемно – как выражение чаяний народов. Ну а в финале, изображающем Россию, звучит цитата из глинкинского «Славься!». Слушатели вольны домысливать значение аллюзии. А можно просто погружаться в атмосферу праздника и ликования, которую Калимуллин создает своим произведением. По крайней мере, реакция публики в БЗК была самой непосредственной – восторженной и отнюдь не формальной.

 

Впервые «Мыс доброй надежды» был представлен в феврале этого года в Казани. Всего через три месяца опус услышали москвичи. И кажется, сложно было выбрать более удачный момент для этого. Аккурат на следующий день после концерта в Москву приехали лидеры тех самых стран, которые изображаются в поэме, – Си Цзиньпин из Китая и Лула да Силва из Бразилии. Понятно, что в данном случае перед нами чистое совпадение: о том, что цикл, посвященный БРИКС, прозвучит 6 мая в Москве, композитор говорил еще зимой, перед казанской премьерой, когда о гостях на Параде Победы ничего не было известно.

Но что было очевидно уже давно, так это роль КНР как ключевого зарубежного партнера России. И можно было бы счесть приглашение музыкантов из этой страны стремлением «попасть в тренд», если бы не та органичность, естественность, с которой они интерпретировали экзотические мотивы в творчестве композитора. Причем речь не только о сочинениях, так или иначе вдохновленных родиной Тао Линя, но и, например, о симфонической поэме «Аслан» – приношении адыгскому классику Аслану Нехаю. Настоящим открытием для широкой публики стал совсем юный пианист, ученик московской ЦМШ Жуй Мин, в свои восемнадцать лет демонстрирующий не только впечатляющую виртуозность, но и тонкое понимание музыки. Фортепианный концерт, в котором он солировал, относится к числу самых известных произведений Калимуллина. Опус неоднократно звучал за рубежом, на разных континентах. Любопытный факт: в Южной Америке был даже объявлен конкурс на лучшее его исполнение. Поэтому есть нечто символичное в том, что теперь «интернациональное» произведение татарского мастера сыграли вместе китайский солист, китайский же дирижер и русские оркестранты, прекрасно найдя общий язык. Язык музыки.

Радость со слезами на глазах События

Радость со слезами на глазах

Юрий Башмет и Всероссийский симфонический юношеский оркестр дали концерт в честь 80-летия Победы

Два дня до бессмертия События

Два дня до бессмертия

В «Ленкоме» отметили 80-летие Победы спектаклем «Ненаглядная сторона»

Дудук, аккордеон и цыганский джаз События

Дудук, аккордеон и цыганский джаз

В петербургском Клубе Игоря Бутмана отметили Международный день джаза

И всюду страсти роковые События

И всюду страсти роковые

В Большом прошла московская премьера «Грозового перевала» Севастопольского театра оперы и балета