С победой возвратясь События

С победой возвратясь

Одним из последних спектаклей на Исторической сцене Большого театра стала уфимская постановка оперы Верди «Аттила» – режиссерский дебют Ильдара Абдразакова.

Башкирский театр оперы и балета – необык­новенный везунчик: будь гастрольный показ назначен не на 13 марта, а на пару-тройку дней позже – и все. Многомесячный труд по подготовке приезда большей части труппы, включая хор и оркестр, мог бы пропасть, смятый жерновами карантинных мер. Но – успели, и не просто выступили на главной сцене страны, но и доказали, что достойны ее. В зале присутствовал глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, и это тоже показатель нерядовой значимости события. «Дело в том, что мы вернулись в Большой спустя 65 лет», – объяснил директор театра Ильмар Альмухаметов. И волнение, даже священный трепет всех участников вполне понятен. Тем более, что есть и технические сложности – декорации, к примеру, всегда изготавливаются под размеры и возможности родной сцены, и гастроли – это компромисс. «Историческая сцена – огромна, гораздо больше, чем в нашем театре в Уфе, – пояснил перед началом художник-­постановщик спектакля Иван Складчиков. – И мне пришлось “поколдовать”, чтобы зрители этого не заметили».

Из зала, впрочем, смотрелось отлично, и напротив, возникало ощущение, что спектакль создавался «на вырост» – с имперским размахом, невиданной роскошью костюмов (362!) и впечатляющим количеством участников. Год назад на премьере в Уфе мы долго обсуждали с Иваном, какой это был кропот­ливый труд, как художник изучал разные национальные традиции – ведь среди персонажей оперы есть и бретонцы, и римляне, и аквилейцы, и гунны. Шитье, аппликация – все делалось вручную, ткани выбирались не из дешевых – зато в антураж Большого, с его помпезностью и красным бархатом, декоративная часть вписалась идеально.

В «Аттиле» все крутится вокруг центрального героя, неукротимого воина и вальяжного правителя, и тут было очевидно: Ильдар Абдразаков в заглавной партии обеспечивает постановке мировой уровень. Этот бас переживает расцвет своей карьеры, он «на пике», и его головокружительная вокальная свобода очаровывает с первых нот. Но Ильдар не из тех, кто сияет на тусклом фоне: его партнеры в этот вечер были сплошь звезды. Рядом блистал баритон Василий Ладюк – римский полководец Эцио, не скрывающий, что готов пойти против своевольного варвара. Он участвовал и в первых спектаклях в Уфе, и к московским гастролям вжился в вокальную партию, звуча мощно, выразительно, играючи справляясь со всеми виртуозными моментами. Вероника Джиоева – частый гость в Большом, она хорошо знает все плюсы и подвохи этой сцены и умело подает себя. Партию Одабеллы, пленницы, которая мечтает убить Аттилу, но в то же время питает к нему слабость, она спела с присущим ей мастерством, вуалируя сложности с верхами тонкостью нюансировки, искусной филировкой нот и точным распределением кульминационных зон. Владей этим искусством Владимир Орфеев, возможно, он смог бы с меньшими потерями провести партию Форесто. С другой стороны, башкирский тенор ввелся в спектакль буквально в последние дни, когда стало ясно, что приглашенный ранее тенор-­итальянец из-за коронавируса не сможет приехать в Москву. И в ситуации форс-мажора не потерял присутствие духа и артистически достойно дополнил ансамбль, как и исполнители второстепенных персонажей: роскошный бас Артур Каипкулов – Леоне и звонкий тенор Айдар Хайруллин – Ульдино.

Педантичный, требовательный главный дирижер театра Артем Макаров продемонстрировал вышколенность хора и оркестра, ровно и уверенно проведя весь спектакль. Но не только технической стерильностью, но и эмоциональной взрывчатостью запомнилось это исполнение. Недаром многие коллеги, не сговариваясь, отмечали, что башкирам удалось проникнуться вердиевской стилистикой и «говорить» на его языке без акцента.

Поздравляя земляков с победой, Радий Хабиров поделился приятной новостью: с руководством Большого достигнута договоренность о следующих гастролях. Планы пока строить никто не может, но осознание факта, что экзамен на творческую состоятельность пройден успешно, должен поддержать артистов в это нелегкое время.

Сделайте нам красиво

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»