С почтением и любовью к мэтру События

С почтением и любовью к мэтру

В Большом театре прошел Римский-Корсаков-гала

В рамках Фестиваля к 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова Большой театр совместно с Мариинским начиная с января показывал репертуарные спектакли по операм композитора – «Сказку о царе Салтане», «Царскую невесту», «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Садко». Заключительным аккордом фестиваля стали концерты на Исторической сцене Большого: 15 июня здесь прозвучали симфонические сочинения автора, а 16 числа – фрагменты из его опер.

Автором и интерпретатором программ стал главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс.

Меню гала было составлено сплошь из сказочных опер Римского-Корсакова – за скобками остались «Царская невеста», «Пан воевода», «Сервилия», «Псковитянка». И это логично: большинству людей композитор памятен или ассоциируется с произведениями прежде всего фантастического жанра, будь то «Снегурочка» или «Садко». В отличие, например, от подобного приношения юбиляру в Московской филармонии, устроенного весной Алексеем Париным, концерт в Большом театре оказался идеально выстроенным с точки зрения показа многоликости этой ветви творчества Римского-Корсакова. И даже какое-то вступительное слово или комментарии к этой программе здесь не требовались: гениальная музыка сама все говорит.

А она действительно сияла во всю свою мощь: оркестр Большого театра звучал как никогда одухотворенно, демонстрируя красоты корсаковских партитур, их изысканные детали, подробности, гармонические и тембровые изящества. Именно он стал главным героем концерта. Дмитрий Лисс подобрал идеальные темпы, безупречно выстроил подачу каждого номера и по форме, и по содержанию. Один из лучших оркестров страны был в этот раз, что называется, во всеоружии: блестяще прозвучали все соло, в том числе и ответственные высказывания валторны (Артем Абрычкин), трубы (Михаил Гайдук), тромбонов (Яков Брагин, Валерий Сущенко). Это было выступление в золотых традициях коллектива Большого театра: чувствуется, что музыканты прикоснулись к шедеврам Римского-Корсакова с большой любовью, уважением и почтением. Благо насладиться звучанием именно оркестра было где, ведь Лисс, к счастью фанатов творчества композитора, включил в программу много симфонических фрагментов из опер. Прозвучали шествие князей из «Млады», полонез из «Ночи перед Рождеством», вступление к «Садко», пляска скоморохов и шествие Царя Берендея из «Снегурочки», музыкальная картина «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане». В чисто вокальных номерах дирижер, что, безусловно, важно, создал идеальный баланс между оркестром и певцами. Но при этом первый не был просто фоновым аккомпанементом: параллельно с пением волшебными узорами сплетались инструментальные соло, переклички групп, дивные созвучия. Тончайшая проработка деталей стала аксиомой этого концерта.

Хор Большого театра (главный хормейстер – Валерий Борисов) радовал мощью, энергетическим запалом и силой, но ощутимо проигрывал остальным составляющим вечера: увы, практически во всех номерах было трудно разобрать слова, дикция артистов была не на высоте. А ведь звучало много хоровых сцен: уже упомянутый полонез из «Ночи перед Рождеством», свадебная песня из «Садко», сцена коронации Гвидона из «Сказки о царе Салтане», проводы Масленицы, хор «А мы просо сеяли» из «Снегурочки». Идеальную дикцию продемонстрировал детский хор Большого в сцене Весны с птицами из «Снегурочки» – просто на зависть взрослым коллегам.

курсив
Хор и оркестр Большого театра

Силой исполнительского состава концерта сделали молодых артистов. Среди них есть настоящие звезды – это Полина Шабунина и Алина Черташ. Первая представила колыбельную Волховы из «Садко» и арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». В обоих номерах певица прозвучала оригинально и интересно, пленяя лирической кантиленой, нежностью, теплотой тембра. Отдельная благодарность за пианиссимо на ля второй октавы в финале колыбельной, которое растворилось в пространстве, словно эхо. И, хотя это дело вкуса, но оба номера все же больше раскрываются, когда их исполняют лирико-колоратурные сопрано. А ведь в Большом театре есть певицы с таким типом голоса: Анастасия Сорокина и Ольга Селиверстова почему-то вообще не были заняты в этом концерте. Алина Черташ в коронной третьей песне Леля из «Снегурочки» была обаятельно хороша: ее уникальное для нашего времени контральто особенно органично звучит в русской музыке. В лучших традициях нашей басовой школы исполнил песню Варяжского гостя из «Садко» Владислав Попов – недавнее великолепное пополнение труппы театра. Изысканным Индийским гостем предстал Илья Селиванов. Сложную арию Шемаханской царицы, насыщенную обилием колоратур и высокой ре третьей октавы в конце, убедительно, с необходимым ориентальным, пряным колоритом спела Гузель Шарипова, обладательница легкого, полетного голоса. Изысканно-прихотливую арию Оксаны, в которой героиня любуется своей красотой, на концерте с должным настроением и очень подходящей энергетикой исполнила Анна Шаповалова, но от нее хотелось бы чуть больше ясной дикции, которая несколько потонула в мелизмах. Один из лучших драматических теноров страны Олег Долгов выступил дважды в юбилейной программе: с разухабистой песней про Голову из «Майской ночи» и чувственным любовным дуэтом из «Садко», где его голос прекрасно сочетался с ласковым завораживающим тембром Светланы Лачиной.

курсив
Дмитрий Лисс

Несколько преждевременным показался выбор совсем еще молодого тенора Артема Попова, который только с октября прошлого года стал солистом Камерной сцены имени Бориса Покровского. В пространстве Исторической сцены его голос просто потерялся (артист исполнял песню Левко из «Майской ночи», открывая концерт). Лирический баритон Владислав Чижов хорошо показал себя в ариетте Ивана-королевича из «Кащея Бессмертного»: в его выступлении хватило и романтики, и приподнятости, а верхний ля-бемоль был взят с блеском и без напряжения.

Концерт венчал апофеоз «Свет и сила, бог Ярило» из «Снегурочки», которую сам Римский-Корсаков, как мы все знаем, считал своим лучшим произведением. Более правильного финала, кажется, не придумать: светлый, оптимистичный настрой этой музыки заключал фестиваль к юбилею композитора на торжественной и уважительной ноте.

Режиссерский театр на фоне руин События

Режиссерский театр на фоне руин

«Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой на летнем фестивале Римской оперы

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества