С почтением и любовью к мэтру События

С почтением и любовью к мэтру

В Большом театре прошел Римский-Корсаков-гала

В рамках Фестиваля к 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова Большой театр совместно с Мариинским начиная с января показывал репертуарные спектакли по операм композитора – «Сказку о царе Салтане», «Царскую невесту», «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Садко». Заключительным аккордом фестиваля стали концерты на Исторической сцене Большого: 15 июня здесь прозвучали симфонические сочинения автора, а 16 числа – фрагменты из его опер.

Автором и интерпретатором программ стал главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс.

Меню гала было составлено сплошь из сказочных опер Римского-Корсакова – за скобками остались «Царская невеста», «Пан воевода», «Сервилия», «Псковитянка». И это логично: большинству людей композитор памятен или ассоциируется с произведениями прежде всего фантастического жанра, будь то «Снегурочка» или «Садко». В отличие, например, от подобного приношения юбиляру в Московской филармонии, устроенного весной Алексеем Париным, концерт в Большом театре оказался идеально выстроенным с точки зрения показа многоликости этой ветви творчества Римского-Корсакова. И даже какое-то вступительное слово или комментарии к этой программе здесь не требовались: гениальная музыка сама все говорит.

А она действительно сияла во всю свою мощь: оркестр Большого театра звучал как никогда одухотворенно, демонстрируя красоты корсаковских партитур, их изысканные детали, подробности, гармонические и тембровые изящества. Именно он стал главным героем концерта. Дмитрий Лисс подобрал идеальные темпы, безупречно выстроил подачу каждого номера и по форме, и по содержанию. Один из лучших оркестров страны был в этот раз, что называется, во всеоружии: блестяще прозвучали все соло, в том числе и ответственные высказывания валторны (Артем Абрычкин), трубы (Михаил Гайдук), тромбонов (Яков Брагин, Валерий Сущенко). Это было выступление в золотых традициях коллектива Большого театра: чувствуется, что музыканты прикоснулись к шедеврам Римского-Корсакова с большой любовью, уважением и почтением. Благо насладиться звучанием именно оркестра было где, ведь Лисс, к счастью фанатов творчества композитора, включил в программу много симфонических фрагментов из опер. Прозвучали шествие князей из «Млады», полонез из «Ночи перед Рождеством», вступление к «Садко», пляска скоморохов и шествие Царя Берендея из «Снегурочки», музыкальная картина «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане». В чисто вокальных номерах дирижер, что, безусловно, важно, создал идеальный баланс между оркестром и певцами. Но при этом первый не был просто фоновым аккомпанементом: параллельно с пением волшебными узорами сплетались инструментальные соло, переклички групп, дивные созвучия. Тончайшая проработка деталей стала аксиомой этого концерта.

Хор Большого театра (главный хормейстер – Валерий Борисов) радовал мощью, энергетическим запалом и силой, но ощутимо проигрывал остальным составляющим вечера: увы, практически во всех номерах было трудно разобрать слова, дикция артистов была не на высоте. А ведь звучало много хоровых сцен: уже упомянутый полонез из «Ночи перед Рождеством», свадебная песня из «Садко», сцена коронации Гвидона из «Сказки о царе Салтане», проводы Масленицы, хор «А мы просо сеяли» из «Снегурочки». Идеальную дикцию продемонстрировал детский хор Большого в сцене Весны с птицами из «Снегурочки» – просто на зависть взрослым коллегам.

курсив
Хор и оркестр Большого театра

Силой исполнительского состава концерта сделали молодых артистов. Среди них есть настоящие звезды – это Полина Шабунина и Алина Черташ. Первая представила колыбельную Волховы из «Садко» и арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». В обоих номерах певица прозвучала оригинально и интересно, пленяя лирической кантиленой, нежностью, теплотой тембра. Отдельная благодарность за пианиссимо на ля второй октавы в финале колыбельной, которое растворилось в пространстве, словно эхо. И, хотя это дело вкуса, но оба номера все же больше раскрываются, когда их исполняют лирико-колоратурные сопрано. А ведь в Большом театре есть певицы с таким типом голоса: Анастасия Сорокина и Ольга Селиверстова почему-то вообще не были заняты в этом концерте. Алина Черташ в коронной третьей песне Леля из «Снегурочки» была обаятельно хороша: ее уникальное для нашего времени контральто особенно органично звучит в русской музыке. В лучших традициях нашей басовой школы исполнил песню Варяжского гостя из «Садко» Владислав Попов – недавнее великолепное пополнение труппы театра. Изысканным Индийским гостем предстал Илья Селиванов. Сложную арию Шемаханской царицы, насыщенную обилием колоратур и высокой ре третьей октавы в конце, убедительно, с необходимым ориентальным, пряным колоритом спела Гузель Шарипова, обладательница легкого, полетного голоса. Изысканно-прихотливую арию Оксаны, в которой героиня любуется своей красотой, на концерте с должным настроением и очень подходящей энергетикой исполнила Анна Шаповалова, но от нее хотелось бы чуть больше ясной дикции, которая несколько потонула в мелизмах. Один из лучших драматических теноров страны Олег Долгов выступил дважды в юбилейной программе: с разухабистой песней про Голову из «Майской ночи» и чувственным любовным дуэтом из «Садко», где его голос прекрасно сочетался с ласковым завораживающим тембром Светланы Лачиной.

курсив
Дмитрий Лисс

Несколько преждевременным показался выбор совсем еще молодого тенора Артема Попова, который только с октября прошлого года стал солистом Камерной сцены имени Бориса Покровского. В пространстве Исторической сцены его голос просто потерялся (артист исполнял песню Левко из «Майской ночи», открывая концерт). Лирический баритон Владислав Чижов хорошо показал себя в ариетте Ивана-королевича из «Кащея Бессмертного»: в его выступлении хватило и романтики, и приподнятости, а верхний ля-бемоль был взят с блеском и без напряжения.

Концерт венчал апофеоз «Свет и сила, бог Ярило» из «Снегурочки», которую сам Римский-Корсаков, как мы все знаем, считал своим лучшим произведением. Более правильного финала, кажется, не придумать: светлый, оптимистичный настрой этой музыки заключал фестиваль к юбилею композитора на торжественной и уважительной ноте.

Фестиваль для людей События

Фестиваль для людей

В Абхазии стартовал XXII Международный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…»

Апокалипсис в присутствии автора События

Апокалипсис в присутствии автора

Опера Дьёрдя Лигети «Великий Мертвиарх» в Баварской опере

Девушка, Смерть и комары События

Девушка, Смерть и комары

В нижегородском оперном театре состоялись последние премьеры сезона

По старым чертежам События

По старым чертежам

В «Сириусе» прошел второй ежегодный фестиваль
«Дни танца»