За последние десять лет израильская сцена заставила говорить о себе поклонников world music как о новом «плавильном котле», из которого успел появиться целый ряд интереснейших артистов. Имена вроде Kutiman, Satellites, Ouzo Bazouka, Shay Hazan, Hoodna Orchestra и другие на слуху у тех, кто интересуется эклектичным звучанием, в котором сочетается ближневосточная и африканская экзотика, импров-джаз, библиотечный фанк, психоделический рок и эстетская электроника. Среди ярких представителей сцены – плодовитый тель-авивский коллектив Sababa 5, чей новый альбом Nadir стал уже четвертым лонгплеем группы за последние три года. Помимо этого музыканты выпустили еще и десяток синглов в модном ретро-формате диджейских семидюймовок – в основном это коллаборации с вокалистами.
Обычно звучание Sababa 5 – это жизнеутверждающий мажор, воздушный изи-листенинг с фанковой начинкой, периодически уходящий в сторону диско, афробита и фолк-экспериментов. Израильтяне любят и с удовольствием записывают представителей самых разных национальностей – на пластинках группы звучат израильские, арабские, турецкие, индийские, африканские, японские и даже русские голоса. Особо стоит отметить их «болливудскую» коллаборацию с поющей на хинди Софией Соломон и токийской исполнительницей Юрикой Ханасима – с ней израильтяне вообще записали целый альбом Kokoro, на котором эстетика японской энка и сити-попа неожиданно сочеталась с ближневосточными гармониями.
Однако на Nadir вокала нет вообще, а на место жизнерадостному фанк-калейдоскопу приходит минорная психоделия, кинематографичный нуар и абстрактное, местами даже мистическое «библиотечное» звучание, которое придется по душе поклонникам Khruangbin, Glass Beams или The Heliocentrics. Астрономическое понятие «надир» – это противоположность «зениту», в переносном смысле оно также может означать низшую точку в душевном состоянии человека. Не так давно участники Sababa 5 перебрались в Париж, отчасти сбежав от войны, трагические события которой, видимо, не могли не наложить отпечаток на звучание нового альбома. Автором большинства мелодий по-прежнему является гитарист Илан Смилан, чья гитара звучит как никогда психоделично и резко, местами отсылая к американскому серф-року, местами – к старинным арабским и турецким мелодиям. На новой записи к группе присоединился барабанщик Итамар Вайнштейн из коллектива VuVuVu, его резкое, ориентированное на корневой фанк исполнение делает звучание Nadir объемным и тяжеловесным.
Sababa 5 привычно демонстрируют свое «прикладное» звучание, создавая красивую раму, замысловатый восточный орнамент для воображаемого полотна, которое волен создать в своей голове слушатель. Музыка Nadir варьируется от вдохновленного итальянскими киносаундтреками нуара, анатолийского рока и ближневосточной фьюжен-эклектики с ее богатыми традициями. Лучшими вещами на пластинке стали Zenith и Tell, на которых музыканты позволяют себе изрядную долю оптимизма. Вещи вроде «2025» и особенно заглавный трек Nadir полны хаоса и тревоги. На Sab израильтяне выдают качающий фанковый боевик, звучащий, как если бы сюжет американского блэксплотейшен-фильма перенесли в старинные закоулки Каира или Бейрута.
Музыка Nadir космополитична и полна яркой экзотики. Инструментальные треки говорят на понятном в разных концах планеты языке, и запись будет близка ценителям этого загадочного «библиотечного» звучания, которое в последние годы превратилось в глобальный музыкальный тренд.