Сага о Петре Первом События

Сага о Петре Первом

Саратовский академический театр оперы и балета поставил оперу Андрея Петрова, посвященную великому русскому императору

Опера «Петр Первый» ленинградского композитора Андрея Петрова в этом году привлекла внимание сразу двух региональных театров. Всего несколько дней назад Урал Опера Балет представил концертное исполнение «Петра Первого» на открытии своего сезона. Теперь эстафету принял Саратовский театр оперы и балета, который показал уже полноценный спектакль (и тоже на открытии сезона!). Перед этим прошла обкатка: сначала фрагменты оперы прозвучали в формате оупен-эйр на площади Петра Великого недалеко от набережной Волги – непосредственно в дни празднования 350-го дня рождения императора, затем – в рамках открытия всероссийских игр «Умный город». Наконец, пришло время Петру Первому обосноваться в самом саратовском театре – точнее, на его Новой сцене, в бывшем Доме культуры завода «Тантал», куда руководство и труппа переехали на время реконструкции своего основного здания. Постановка стала совместным проектом саратовского театра и Благотворительного фонда им. Л. В. Собинова, получившим финансовую поддержку Министерства культуры РФ.

Воплотить историю о Петре Первом – от эпохи правления его сестры Софьи до основания Санкт-Петербурга – был приглашен режиссер Павел Сорокин. По его замыслу, эта опера была представлена как масштабное станковое полотно, как ожившие картины русских живописцев. Не отходя от либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василева, режиссер трактовал образ Петра непоколебимым самодержцем, который точно знает, по какому пути пойдет его будущая империя. И в 17, и в 31 год он смело выходит к своему народу, который, к слову, в спектакле – едва ли не главное действующее лицо. Очевидны параллели с историческими страницами «Хованщины» и «Бориса Годунова»: хор народа и местный Юродивый олицетворяли собой движущую силу толпы, сопровождавшую Петра Первого во все периоды его жизни. Массовые сцены вообще акцентированы в постановке сильнее, чем дуэты или монологи. Это касается не только важнейших для сюжета эпизодов стрелецкого бунта (фреска «Старая Москва») и снятия колоколов в одноименной фреске, но и в таких интермедиях, как пьяный разгул солдат или банная вечеринка. Но «Битву под Нарвой» на сцене не воплотили – баталию условно передала мультимедиапроекция и свет (художник – Екатерина Чернощекова).

Впрочем, Сорокину важно было показать Петра Первого не только как могучего правителя, но и как обычного человека со своими страхами и сомнениями. В трудные минуты будущий император не раз обращается к Богородице, олицетворенной в либретто некой девушкой Анастасией (ее спела Вера Паньшина), к плечу которой он в отчаянии прижимается в конце первого акта. Но Петр Первый, считает режиссер, все равно в душе остается ребенком – в спектакле неоднократно появляется мальчик в образе юного Пети (Тихон Захаров), который держит в руках макет корабля, мечтая о морских подвигах.

В сценографии спектакля притягивала внимание огромная голова Петра Первого, в сценах «старой Руси» художник-постановщик Сергей Новиков изобретательно использовал декорации в виде икон, где вместо изображения лика святого зияла пустота. Внимание зрителя также было приковано к роскошным костюмам Петровской эпохи. Особенно колоритным был сам великий император – в зеленом гвардейском костюме, шляпе, с пышной шевелюрой и усами.

Опера Андрея Петрова – сложная, многослойная партитура, в которой, чтобы передать диалог времен, петровские канты сочетались с ариями в духе мюзиклов, а псалмодирование сменяла пародия на английскую песню «Зеленые рукава». Огромную роль здесь играют хоровые эпизоды, отчего эта опера приобретает черты и оратории. Хор театра (хормейстеры – Анна Вильперт и Михаил Толчин) и драматургически, и вокально был убедителен, заставил поверить в драму, которая сложилась между народом и будущим императором.

Опера, конечно, это прежде всего музыкальный жанр, поэтому сценография – лишь рама, обрамляющая главное – музыкантов. Оркестр бережно поддерживал солистов, создавая с ними выразительные диалоги, а в отдельных фресках подчеркивал психологическое состояние героев, словно воспроизводил внутреннюю речь. Композитор заложил в партитуре тембровую драматургию, которую рельефно выявил главный дирижер театра Юрий Кочнев. Так, появление Петра Первого сопровождало звучание меди (фанфары), партию Екатерины поддерживали лирические скрипки, а мрачную атмосферу быта «старой Руси» символизировал дуэт бас-кларнета и фагота. Оркестру удалось достичь эпического размаха, погрузить слушателя в «дела давно минувших дней». Юрий Кочнев здесь вновь подтвердил свою репутацию высокого профессионала и продемонстрировал умение нетривиально подойти к партитуре.

В отличие от тренда делать ставку на приглашенных певцов, Саратовский театр решил показать потенциал своей труппы и не ошибся.  Екатерина Федотова (Екатерина Первая) – обладательница выразительного низкого голоса, почти контральто, порадовала не только практически безупречной точностью интонации, но и в целом свободным владением своего голоса, что редко встретишь у многих молодых вокалистов (а Екатерина только заканчивает консерваторию в следующем году). Образ Анастасии (в спектакле – Богородица) у Веры Паньшиной словно олицетворял собой народную скорбь: ее плач в очень высокой (даже для сопрано) тесситуре, открывавший оперу и звучавший далее как лейттема, напоминал фольклорную эпическую песню. Отлично справились со своими задачами Александр Гонца (показавший своего героя – Лефорта – комическим персонажем, словно сошедшим со страниц оперы-буффа) и Илья Говзич (Меншиков). В интонациях царевны Софьи (Марина Демидова) ощущалось стремление повелевать и во что бы то ни стало сохранить за собой престол: исполнительница превратила драматические речитативы Софьи в экзальтированные высказывания. Виктор Григорьев (Макарий), Сергей Филимонов (Владимир/Юродивый), Александр Корнеев (Тихон), Ольга Дё (Ржевская) даже в своих эпизодических появлениях сыграли этих второстепенных персонажей оперы ярко и запоминающе. А что же главный «виновник» вечера? Дмитрий Соловьев изобразил Петра Первого эдаким грозным царем-батюшкой, который уничтожает старый мир и с энтузиазмом строит новый. У Петра Алексеевича был, безусловно, сложный, противоречивый характер, и солист убедительно раскрыл его импульсивность, темпераментность и вместе с тем широту души и благородство. Что ж, Саратовский театр оперы и балета можно смело поздравить с большим событием и пожелать, чтобы труппа поскорее вернулась в историческое здание и «Петр Первый» воцарился там во всем блеске.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»