Санкт-Петербургская филармония провела круглый стол «Цели, задачи и способы развития доступной среды и инклюзии в свете анализа накопленного опыта» с участием представителей культурных учреждений Петербурга и Москвы, а также бизнес-структур. Круглый стол прошел при поддержке спонсора Филармонии – Банка ВТБ.
Об опыте работы театров в области инклюзии рассказали директор Государственного драматического театра «На Литейном» Сергей Морозов, директор Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая и директор Санкт-Петербургского академического Театра имени Ленсовета Валерий Градковский. Наряду с оборудованием зданий и подготовкой персонала все названные театры предоставляют артистам с ограниченными возможностями возможность выйти на профессиональную сцену, а также занимаются развитием программы тифлокомментирования, позволяющей незрячим и слабовидящим посетителям составить максимально полное представление о спектакле. Тифлокомментаторами выступают прошедшие специальное обучение артисты театров. В репертуаре театра «На Литейном» уже порядка десяти спектаклей с тифлокомментарием – как классика, так и современная драматургия, постановки как для взрослых, так и для детей. Ежемесячно театр включает в репертуар два-три спектакля с тифлокомментариями. Рассказывая об опыте проведения проектов с участием актеров с особенностями здоровья, в том числе в сотрудничестве с благотворительными организациями, занимающимися театральной подготовкой особенных детей и подростков, директор Театра «На Литейном» подчеркнул, что для него критерием правильности выбора того или иного проекта, является его ценность с точки зрения театрального искусства. «Театр создан для насыщения своего пространства творческой энергией, и, когда мы предоставляем для проекта сцену, в ответ мы вправе ожидать серьезную театральную составляющую, – пояснил Сергей Морозов, – Когда человек на коляске в спектакле начинает “летать” по сцене и обретает с помощью театра ту свободу движения, которую он в силу физических особенностей никогда не обретет в жизни, – для меня это составляющая театра. Мы не занимаемся “добренькой” благотворительностью, мы делаем особенный театр с особенной энергией и с тем особым содержанием, которое может произвести только особенный актер».
Размышлениями об опыте приглашения особенных артистов к работе над спектаклями поделился директор Театра имени Ленсовета Валерий Градковский. Подчеркнув терапевтический эффект творчества, и его роль в жизни людей с ограниченными возможностями, он рассказал о незрячей девочке, которой по счастливому стечению обстоятельств представилась возможность выступить на сцене перед полным залом, и о том, насколько изменилась ее жизнь после этого опыта: «Полина превратилась в жизнедеятельного творца – она поет, пишет стихи, участвует в телевизионных проектах».
Опыт выступления на профессиональной сцене, предоставляющий людям с ограниченными возможностями свободу самовыражения, раскрывающий их творческий потенциал и тем самым меняющий качество жизни, оказывается столь же важным и для театра, и для общества в целом: по сути, это и есть воплощенная в жизнь идея инклюзии.
«Инклюзивное действие провоцирует зрителя на новую степень откровения, – уверен Валерий Градковский. – Артист с физиологическими особенностями, став неотъемлемой частью спектакля, усиливает его художественное высказывание». В качестве примера директор театра назвал спектакль «Дон Кихот».
«Деятельность театра направлена на гуманизацию общества, на нас особая миссия. Помня об этом, важно для самих себя разделять проекты, которые дают нам возможность заработать деньги, и проекты, которые требуют поддержки. А значит, следует взвешенно подходить к тому, что нам требуется с точки зрения коммерции, и тому, что нам требуется с точки зрения сердца», – заключил Валерий Градковский.
О работе и об опыте своих организаций рассказали заместитель генерального директора Государственной капеллы Юлия Шалишева, ведущий специалист отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Альфия Шагеева и куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности (Москва) Екатерина Селезнева.
Инклюзивное направление в работе Русского музея развивается на протяжении уже тридцати лет. За это время отделом социокультурных коммуникаций проведена колоссальная работа с участием самых разных специалистов: художников, психологов, методистов. Организованы тысячи мероприятий, разработано множество специальных инклюзивных форматов и продуктов, учитывающих все возможные особенности здоровья посетителей. Наряду с форматами, адаптирующими экспозиции для людей с различными возможностями здоровья, сотрудники Русского музея развивают направление арт-терапии, готовят волонтеров, проводят мастер-классы и организуют выставки работ художников с особенностями здоровья, суммируют свой опыт в методической литературе.
Анализируя результаты, которых удалось достичь Еврейскому музею и центру толерантности, Екатерина Селезнева подчеркнула важность взаимодействия с аудиторией, для которой эти мероприятия создаются. Специалист рассказала о формате тестирования инклюзивных продуктов специально приглашенными музеем людьми с особенностями здоровья, о проведенных по итогам тестирования глубинных интервью, показавших, насколько значителен зазор между представлениями организаторов и опытом аудитории, для которой они работают. Благодаря заинтересованности в обратной связи музею удалось повысить комфорт и усилить ощущение безопасности особенных посетителей и, как следствие, увеличить их количество.
Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Ия Ростомашвили посвятила выступление этическим аспектам реализации инклюзивных практик, подчеркнув, что не менее важной, чем физическая доступность социокультурных объектов, для посетителей является их социально-психологическая доступность.
«Залогом этичного отношения к людям с особенностями здоровья становится компетентность специалистов, адекватное понимание ими сущности инвалидности, понимание возникающих трудностей, но одновременно и понимание возможностей и способностей человека, находящегося не по своей воле в условиях ограничения состояния здоровья», – отметила Ия Ростомашвили, подчеркнув, что компетентность сотрудников становится одним из важнейших критериев в определении рейтинга учреждения культуры в области обеспечения доступной среды. «Инклюзия – это не проблема, это возможность. Давайте вместе создавать инклюзивное пространство и совместно реализовывать наши возможности», – заключила эксперт.
Старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Левченко, рассказав об опыте работы Банка с особенными клиентами, подчеркнул, что при оказании спонсорской поддержки учреждениям культуры для Банка все большее значение приобретает наличие в них инклюзивных программ. «Могу сказать, что мы чувствуем моральное предпочтение по отношению к таким организациям», – признался эксперт.
При поддержке Банка ВТБ реализованы инклюзивные программы во множестве российских культурных институций, в их числе: Государственный Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Еврейский музей и центр толерантности.
Выступая партнером Петербургской филармонии, Банк ВТБ оказывает поддержку реализуемой Филармонией программе по развитию доступной среды, в которую в том числе вошел и круглый стол, посвященный вопросам развития инклюзии в учреждениях культуры.
Видеозапись трансляции в официальном паблике Филармонии ВКонтакте.
Фото: Станислав Левшин