Счастливая мания танца События

Счастливая мания танца

Последней премьерой сезона в Большом стали три одноактных балета

Эта программа должна была выйти два года назад,  но тогда Большой закрыли из-за жесткого карантина, а после оказалось очень трудно собрать авторов и найти время для продолжительных репетиций. Теперь, наконец, и авторов «выловили» (в Екатеринбурге, где правит Вячеслав Самодуров, важная премьера перенеслась на осень, освободилось время, возглавивший балет в Перми Антон Пимонов освоился в новой для себя труппе), и время для подготовки нашли. И вот, пожалуйста, афиша: три мировых премьеры. Made in Bolshoi на музыку Анатолия Королева (концерт для симфонического оркестра «Фигура речи») поставил Пимонов, «Времена года» на музыку Александра Глазунова – премьер Большого Артемий Беляков, делающий первые шаги в сочинении танцев, а «Танцеманию», специально заказанное сочинение Юрия Красавина, превратил в балет Вячеслав Самодуров.

Каждый из хореографов спел, что хотел (лишь Белякову музыку подсказал руководитель балетной труппы Большого Махарбек Вазиев), и каждый – и вполне «взрослые» Самодуров с Пимоновым, и еще начинающий Беляков – представил не просто танцевальное сочинение, но очевидный исторический документ, посвященный влиянию театральной практики на выращивание хореографов.

Не секрет, что с балетмейстерским образованием у нас беда: каждый год некоторое количество людей получает некоторое количество дипломов, и эти люди растворяются в пространстве, будто их и не было. Самые успешные из работающих на сегодняшний день хореографов – Алексей Ратманский, Юрий Посохов, Вячеслав Самодуров – дипломов вовсе не имеют. Им знания дала практика исполнительской работы в иностранных театрах с широчайшим репертуаром. Собственно, ровно так, на опыте, мы и выясняем, что главное для рождения хореографа (ну, кроме таланта, разумеется) – широкий кругозор. Биографии постановщиков нынешней премьеры в Большом подтверждают это правило.

Антон Пимонов пришел из школы в Мариинский театр в 1999-м,  в «золотое десятилетие» балетной труппы. Тогда этой труппе был обеспечен широчайший диапазон – от реконструкций балетов Мариуса Петипа, которыми занимался Сергей Вихарев, до выкручивающих руки, ноги и мозги спектаклей Уильяма Форсайта. Тела танцовщиков приспосабливались, артисты порой рыдали, но им был обеспечен целый мир в одной театральной коробке, и они пробовали этот мир на вкус. Именно эта история Мариинского сформировала Пимонова как хореографа (и еще полдюжины непоследних авторов): его собственный уже выработавшийся хореографический язык соединяет в себе почтение к пафосу императорского театра и острую насмешку неоклассики. Причитания баланчинских репетиторов в Мариинском («русские танцуют слишком медленно!») обернулись любовью к быстрым темпам. И теперь пимоновские балеты несутся сквозь пространство со скоростью стрижей: глаз зрителя не всегда способен уловить все движения артистов.

Made in Bolshoi («Сделано в Большом»). Сцена из балета. Фото: Елена Фетисова

Концерт «Фигура речи», созданный Королевым семнадцать лет назад, в начале обманчиво простодушен. Бодрая летучая музыка, под которую так естественно взлетать в воздух и вонзать в сцену остренькие пуанты. Перестроения кордебалета (12 пар) мгновенны, в скорости – веселье и вызов (балет, как мы помним, называется Made in Bolshoi, и великолепный кордебалет Большого гордо утверждает, что каждый из артистов может стать премьером или балериной в театрах поменьше). Но Королев, отвечая на уже зарождавшуюся тревогу века, начинает разрушать эту бодрость, а отвечающий ему в танце Пимонов эту неясную еще тревогу транслирует в горьковатом дуэте, что виртуозно исполнили Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов. Не сказать, чтобы у спектакля вовсе не было проблем: тогда, когда в музыке Королева жизнь совсем запутывается, вскрикивает, мается, в танце Пимонов старается сохранить благородную классичность па (хотя чистым аналогом была бы пластическая истерика). Получается, что хореография музыку будто не слышит, но сдается мне, что дело в другом: в 2005 году можно было пугать себя и других мрачными прогнозами апокалипсиса (и делать это даже с удовольствием), сейчас можно понять художника, что изо всех сил старается сдержать тьму.  (Надо сказать, что оркестр, ведомый Антоном Гришаниным, безупречен в течение всего вечера, но именно в Made in Bolshoi просто восхитительно хорош – музыканты чувствуют, что и о чем играют.)

«Времена года». Осень – Мария Виноградова, Лето – Артем Овчаренко. Фото: Елена Фетисова

В середине программы поставлен балет, сочиненный Артемием Беляковым. Выпускник московской школы, работающий в Большом, где одной из важнейших частей репертуара являются балеты Юрия Григоровича, почитает его акробатическую хореографию и считает совершенно необходимым рассказывать полновесную, снабженную либретто, историю на сцене (так учат в наших вузах: главное – «про что» балет). Либретто для «Времен года» сочинила солистка Большого, ученая танцовщица Дарья Хохлова (кандидат искусствоведения и по совместительству жена хореографа). Либреттистка увидела в чередовании сезонов чрезвычайно философскую историю, где Зима и Лето – мужчины, а Весна и Осень – женщины. «Весна отчаянно стремится к жизни и любви, не боясь раскрыться навстречу мирозданию <…> Осень затягивает Лето в омут сладострастия и беспутства. Ее женская сущность упивается человеческими страстями и погружает в них все находящееся вокруг» – и далее в том же духе. Если бы хореограф хоть как-то отобразил омут беспутства – может быть, это было бы хотя бы забавно. Но Беляков ставит выдержанно-постгригоровичскую хореографию, где гимнастики много, а секса почти нет (слабый привет от ерзающей на спине Эгины в «Спартаке» – редкое исключение). Автор катастрофически серьезен (как это бывает свойственно юнцам) и чудовищно старателен: нам обтанцуют каждую ноту бедного Глазунова.

«Танцемания». Екатерина Крысанова, Семен Чудин. Фото: Павел Рычков

В финал законно поставлена триумфальная «Танцемания». Я уже упоминала, что Вячеслав Самодуров не обучался в наших университетах: после петербургской Академии русского балета его школой стал Мариинский театр, а затем Национальный балет Нидерландов и британский Королевский балет. И тут сработал ровно тот же эффект кругозора: танцевальная речь Самодурова – неоклассика, в которой хореограф изобретает свои углы и повороты, присыпает отчетливым юмором (иногда доходящим до сарказма), и которая при всем при том остается чистейшим объяснением в любви искусству классического танца. В «Танцемании» сменяют друг друга три пары (Екатерина Крысанова и Семен Чудин, Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин, Маргарита Шрайнер и Алексей Путинцев) – и каждая из них представляет мгновенную зарисовку взаимоотношений мужчины и женщины. От дамского полновластия (пуантом в плечо – подчинись!) до кукольной послушности (танцовщик уносит замершую танцовщицу так, что кажется, в кулисах поставит в коробку, как куклу наследника Тутти). И все это – быстро и весело, и зал с азартом следит за происходящим, и счастливо вопит от восторга.

Одноактные балеты в Большом не всегда существуют в тех же программах, в которых они выпускались, и можно предсказать разные судьбы только что показанным сочинениям. Хорошо бы почаще показывали Made in Bolshoi, в участи же «Танцемании» сомневаться не приходится –  ее точно будут регулярно ставить в репертуар. Конечно, комбинации порой составляют специфические,  и соседкой балета Самодурова может оказаться, например, «Кармен-сюита». Ну, так этот балет и любимой народом цыганке не проиграет.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории