Счет 242:5 События

Счет 242:5

Две «Саломеи» в Вене

Да, в программке Венской Штаатсопер так и написано: 242-е представление данной постановки (то есть, если разделить, то получится, что играли бы восемь месяцев подряд без остановки). Режиссер Болеслав Барлог, оформление Юргена Розе. (Добавлю, по данным архива, дирижер премьеры – Карл Бём.) Год создания – 1972. Это все вместе требует комментария. Как теперь принято говорить, археологического. Барлог – знаменитость своего времени, режиссер театра и кино, каждая постановка которого – событие. В год постановки ему 66 лет, расцвет сил (умер в 93 года). Юргена Розе (1937 года рождения) и я помню по спектаклям, он много что оформлял в 1990-2000-е годы и раньше, в том числе балетные постановки Джона Кранко и Джона Ноймайера, ставил как режиссер «Норму» с Эдитой Груберовой в Баварской Штаатс­опер в 2006 году. Художник мощный, сильный, и в «Саломее» его «приколы» со светом (в 1972-м еще никаких «световиков» в помине не было) и цветом (в духе Симона Вирсаладзе) сильно «цепляют». Спектакль в духе «кэмпа», изощренного эстетства.

Кто пел на премьере? Все звезды Вены. Леони Ризанек (которая только что, в 1971-м, спела свою Фельдмаршальшу в Москве также c Карлом Бёмом), Грейс Хоффман, Ханс Хопф, Эберхард Вехтер. Бывшие Амнерисы, Тристаны, Дон Жуаны. Кто пел Саломею потом? Грейс Бамбри и Гвинет Джонс, Кэтрин Мальфитано и Ева Мартон, Кэтрин Наглестад и Аушрине Стундите. И еще не менее двадцати певиц разного калибра.

Что же сегодня? Главное – дирижер. Деннис Рассел Дэвис (срочный ввод) – музыкант верхнего уровня, притом разносторонний. Рихарда Штрауса разделывает под орех. «Кэмп» проникает и в музыкальный ряд, тем спектакль и захватил. Где тихо – там нас подирает по коже, где громко – чуть не улетаем в небеса. Партитура обрушивается на нас, как страшное видение. И голоса певцов по мере сил встраиваются в это грандиозное построение. Конечно, удивительно, что такой уникальный дирижер (1944 года рождения) не «расхватан» по топ-пунктам (или неудивительно, впрочем). Чтобы так «махрово» и одновременно изысканно (не побоюсь этого слова) звучал Танец семи покрывал, я не слыхал давно.

Этот танец тут нужно сплясать, и американка Лиз Линдстром его танцует вполне уверенно. Она – штатная Турандот в разных театрах мира, а знаменита стала, заменив в Метрополитен-опере Марию Гулегину в роли китайской принцессы в 2009 году. Но только она слабая актриса, хоть и стройна и грациозна, и голос у нее совсем неинтересный, и ничего она нам про свою иудейскую царевну рассказать не может. К ней в придачу Хервиг Пекораро с его статичным Иродом, Карлос Осуна с прекрасно поющим, но тусклым Нарработом. Великая Вальтрауд Майер, дебютирующая в роли Иродиады, сегодня затрудняется с пением как таковым, больше кричит, чем вокализирует, но она обладает такой несравненной красотой, что вписывается в кэмповый спектакль, как никто. Глаз не отвести! На другом полюсе – блистательный Михаэль Фолле, также дебютирующий в роли Иоканаана: вот у этого вокального зубра понимаешь, что внутри у его героя. Поэтому в конечном счете спектакль делают не только те, кто создал его пятьдесят лет назад, но и эти двое, настоящие мастера своего дела, независимо от их технической оснащенности.

Хервиг Пекораро – Ирод,
Вальтрауд Майер – Иродиада

Что же в Театре «Ан-дер-Вин»? Тут спектакль на певицу-актрису высшего ранга. На Марлиc Петерсен, лирическое сопрано в расцвете сил, красавицу немку, живущую в Греции, которая всегда наособицу, выделяется в любой роли, что бы ни играла – Донну Анну в «Дон Жуане» или Лулу (эту партию она исполняла с блеском в -дцати постановках). Конечно, Петерсен по голосу не совсем Саломея, но она уже спела эту партию в Баварской Штаатсопер с Кириллом Петренко – за пультом полного огромного оркестра. А здесь, в «Ан-дер-Вин», такой оркестр и посадить некуда. Поэтому заказали новую редакцию, на 58 инструментов, и дирижер Лео Хуссейн, надо отдать ему должное, сумел вложить в эту «облегченную» редакцию всю жуть, которая содержится в крупномасштабном варианте. Небольшой театр сотрясали такие страшные конвульсии, которые иногда и не снятся многоэтажным оперным стадионам. В «Саломее» правда есть такая мощь перверсии и декадентщины, что душу трясет по-настоящему.

Режиссер Николаус Хабьян, который в Австрии вполне знаменит своими постановками с обилием кукол на сцене, ничего особенного в идеи Рихарда Штрауса не внес. Разве что две куклы, если на них посмотреть внимательно, добавили к главным образам – Саломеи и Иоканаана – что-то довольно интересное. Кукла Саломеи неполная, только до пояса, дальше – пустота, и она, по-видимому, объясняет, какой хочет предстать царевна своему кругу, скрывая все, что ниже пояса. Это самое «ниже пояса» и возьмет верх над ней – при том, что верхние части у актрисы и куклы вполне похожи. А у Иоканаана кукла в полный рост, как с иконы, – худой, засушивший себя отшельник, горящие небесным огнем глаза. А певец – Йохан Ройтер с мощным стенобитным голосом – вполне себе в теле, только тут живого человека нет, он спрятан за густым слоем грима и нейтрализующим костюмом, это скорее символ живого тела. И он в общем похож на Ирода (как всегда, прекрасный Джон Дашак), и в Танце семи покрывал, который Марлис Петерсен пляшет не тушуясь (она недаром училась танцу!), и Ирод и живой Иоканаан «подыгрывают» ей с одинаковой интенсивностью. Совмещение двух мужчин – один из них «объект желания», а другой все же субъект, – к «картине греха» мало что прибавляет. Спектакль в современных одеждах, стройные солдаты оказываются танцовщиками, и они в «общем грехе» тоже участвуют. Для Петерсен открываются как для актрисы новые возможности.

Это, конечно, ее спектакль. И пришли мы смотреть и слушать именно ее. И поет она как очень большая певица. Каждая нота пропущена через личность, каждый поворот музыки осмыслен актрисой, каждый повтор отточен виртуозно. Некоторые звуки западают в сердце. И кажется, никакой другой Саломеи быть не может. (При том что Асмик Григорян в Зальцбурге создала недавно феноменальную Саломею!) Потому что тут такой шквал чувств – и одновременно такая хрупкость персонажа, такая мощь – и такая нежная женственность, что «сносит крышу». Образ врастает в тебя, как часть жизни. И кажется, что в тебе самом есть все ужасы и все заморочки этой женщины.

Этот спектакль показывают только пять раз. И на этом он умирает. И ни одна певица больше не войдет в этот «рисунок роли». А в Штаатсопер будут и дальше гонять конвейером свою допотопную (но цепляющую) «Саломею», и, может быть, там скоро выйдет на сцену новая Биргит Нильсон – или Тереза Стратас. Вот в Берлине в Штаатсопер играют «Севильского цирюльника» в постановке Рут Бергхаус с оформлением Ахима Фрайера производства 1968 года, и у всех сердце радуется, насколько точно тут все найдено! Поэтому не будем сразу заявлять, что только принцип stagione единственно правильный. И в мейнстримных дебрях тоже бывают свои скрытые тайники.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории