Себастьян Нордман: <br>Я бы с удовольствием послушал живьем Горовица Персона

Себастьян Нордман:
Я бы с удовольствием послушал живьем Горовица

Берлинский Концертхаус, расположенный в самом сердце немецкой столицы на площади Жандарменмаркт в районе Митте, спустя двести лет с момента основания остается одной из ключевых локаций на музыкальной карте не только Германии, но и всей Европы. Здесь проходит более полутысячи концертов в год. В программах – не только классики, но и современники. Афиша сезона сформирована так, что в ней учитываются вкусы не только приверженцев проверенных сочинений минувших эпох, но также и той части прогрессивной аудитории, которой интересно открывать для себя актуальное искусство.

С 2009 года интендантом Концертхауса является Себастьян Нордман (СН) – молодой управленец с музыковедческим багажом за спиной и большим желанием развивать различные форматы взаимодействия с публикой. О том, как живет Концертхаус в начале своего 201 года, он рассказал Юлии Чечиковой (ЮЧ).

ЮЧ Господин Нордман, какое место, на ваш взгляд, занимает Концертхаус в современной культурной жизни немецкой столицы?

СН Берлин – одна из самых музыкальных (если не самая) столиц мира, с ее семью крупными оркестрами, двумя концертными залами и тремя оперными театрами. Подобная нешуточная конкуренция, конечно, стимулирует наших артистов каждый вечер превосходно играть, так как берлинская публика всегда в ожидании высочайшего уровня музыкальных исполнений.

В истории Концертхауса и его оркестра запечатлены особые отношения между Западом и Востоком. В годы своего становления оркестр получил в лице Курта Зандерлинга главного дирижера, который, как мало кто другой, был олицетворением той эпохи1. В новом тысячелетии – в тандеме с Иваном Фишером (выходцем из Венгрии. – Ю. Ч.) и Кристофом Эшенбахом на дирижерском подиуме – выступали и продолжают выступать самые известные артисты. Их мастерство – гарантия того, что мы оправдаем ожидания слушателей, рассчитывающих на то, что их очередная встреча с музыкой станет поистине волшебным моментом.

Тот факт, что на протяжении десятилетий нам удается поддерживать один из самых высоких среди аналогичных учреждений показателей по количеству держателей абонементов (и, таким образом, мы можем рассчитывать на десять тысяч постоянных посетителей), является очевидным подтверждением тому, что Берлинский Концертхаус остается одной из самых влиятельных организаций в музыкальной жизни не только одного лишь Берлина.

Поэтому мы в предвкушении событий, запланированных на ближайшие годы, и с волнением ожидаем в сезоне 2023/2024 прихода на пост главного дирижера оркестра Концертхауса Джоаны Маллвиц, представительницы молодого поколения, которая сменит маститого маэстро Эшенбаха.

ЮЧ Прошлый год был юбилейным для Концертхауса – ему исполнилось двести лет. Удалось ли вам провести большую часть запланированных мероприятий? Внесла ли свои коррективы ситуация, вызванная пандемией?

СН К сожалению, даже самым грандиозным планам к празднованию юбилейной даты суждено было пострадать от последствий борьбы с коронавирусной инфекцией. Конечно, мы были вынуждены перенести многие концерты, а некоторые и вовсе отменить. Наиболее важным для нас было сохранить кульминационное событие сезона: известная театральная труппа из Барселоны La Fura dels Baus во главе с режиссером-­экспериментатором Карлусом Падриссой должна была осуществить для нас новую постановку оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок». Премьера этого произведения состоялась двести лет назад, 18 июня 1821 года, в бывшем Драматическом театре, который потом был перестроен и стал нашим концертным залом. К счастью, нам удалось реализовать этот проект, проявить в нем гибкость и максимально использовать творческие возможности: мы сняли партер в Большом зале и освободили пространство для декораций и театральной машинерии, самих солистов и акробатов, задействованных в этой постановке. Оркестр занимал привычное место на сцене. Световая партитура играла не последнюю роль в этом представлении – мультимедийные проекции преобразили привычный интерьер Большого зала. Публика, дистанцированно рассаженная парами на площади Жандарменмаркт, наблюдала за происходящим на экранах в режиме live. Кстати, традиционными стали летние концерты под открытым небом с Концертхаус-­оркестром, расположенным на нашей знаменитой лестнице.

ЮЧ В марте в Концертхаусе пройдет серия концертов, посвященных личности и творчеству Шостаковича. В чем заключается концепция этого фестиваля?

СН С середины прошлого века в Концертхаусе сложилась особая традиция исполнения партитур Шостаковича, благодаря которой в Берлине стали говорить об «Оркестре имени Шостаковича». Разумеется, она была заложена главным дирижером Куртом Зандерлингом. В 1940-х годах он сотрудничал с Оркестром Всесоюзного радио, а затем в 1960-х – с оркестром Ленинградской филармонии и имел личные связи с Шостаковичем. Именно Зандерлинг оказал большое влияние на стиль и культуру игры Берлинского симфонического оркестра, особенно, конечно, в отношении произведений советского классика. С тех пор опусы Шостаковича регулярно появляются в программах таких знатоков его наследия, как Михаэль Зандерлинг (сын Курта Зандерлинга) или Дмитрий Китаенко – продолжателей этой традиции. Однако наша цель – показать не только Шостаковича-­симфониста, но композитора, которому был доступен широкий спектр жанров, включая камерную музыку, музыку немого кино и джаз.

История Берлинского Концертхауса начиналась с театральных подмостков: в здании, возведенном по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля в первой четверти XIX века, располагался Королевский драмтеатр

ЮЧ Насколько я поняла, по заказу Концертхауса специально для мартовского фестиваля молодой немецкий композитор Леонард Кун создал пьесу Schostakowitsch’s Breakdown. Исполнит ее Jazzrausch Bigband. Как возникла эта инициатива?

СН В прошлом году в Бонне на Бетховенском фестивале, приуроченном к 250-летию композитора, Jazzrausch Bigband представил пьесу Beethoven Breakdown. По своей форме и по гармониям она сильно напоминала Бетховена, но звуковая эстетика была современной и включала в себя отсылки как к призрачным композициям одного из основоположников спектрализма Тристана Мюрая, так и к танцевальным ритмам house. Нас это настолько убедило, что мы заказали новую пьесу на тему музыки Шостаковича, чтобы придать нашему фестивалю стилистически необычный колорит.

ЮЧ Личность Шостаковича вызывает большой интерес у современных европейских музыковедов. Издаются очерки, монографии на языках романской группы. Как вы думаете, в чем причина неослабевающего внимания к его творчеству и биографии?

СН По сути, в случае с Дмитрием Шостаковичем мы имеем дело с одним из величайших композиторов в истории музыки, без оглядки на его биографию. Но поскольку некоторые обстоятельства событий его жизни до сих пор не прояснены, то этот аспект также остается волнующим для последующих поколений исследователей.

ЮЧ Ощущает ли команда Концертхауса стресс, вызванный антиковидными ограничениями? Насколько посетители лояльны к этим мерам, и как это влияет на посещаемость мероприятий?

СН Нам пришлось делать двой­ное планирование на два года: один вариант – для работы в стандартных условиях и второй – адаптированный к ситуации введенных ограничений, то есть это концерты с небольшими составами исполнителей или вне стен Концертхауса – например, под открытым небом. Многие форматы мигрировали в цифровое пространство. Добавьте к этому краткосрочные последствия пандемии, то есть внезапные замены артистов из-за болезней или ограничений, связанных с передвижением между странами. Без сомнения, ­кое-какие моменты были действительно захватывающими, но в целом также очень напряженными для нашей команды.

ЮЧ Какие новые возможности появились у Концертхауса во время пандемии? Дала ли эпидемиологическая ситуация импульс для более динамичного развития цифровых форматов коммуникации с аудиторией?

СН Абсолютно верно, несмотря на превратности пандемии, нам удалось сохранить контакт с аудиторией. Мы провели множество трансляций концертов. Кроме того, цифровые форматы коммуникации – это тема, над которой мы интенсивно работаем на протяжении уже нескольких лет. Предоставление с помощью новых медиаформатов доступа к знаниям – в этом кроется огромный потенциал цифрового культурного посредничества. Их иммерсивность, интерактивность, охват еще больше дополнят образовательные инициативы в будущем. Благодаря хорошо развитой мобильности связанных с ними технологий, они могут иметь фундаментальное значение для сопричастности людей к культурной жизни.

Концертхаус развивает социальные медиаплатформы на Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ), Instagram (организация, деятельность которой запрещена в РФ), YouTube, в Twitter и, с апреля 2021 года, на платформе потокового вещания twitch.tv. В формате Spielzeit на twitch.tv участники берлинского Концертхаус-­оркестра рассказывают о своей повседневной жизни. Это первый симфонический оркестр, появившийся на подобной игровой платформе2. И с немалым успехом: с момента первого прямого эфира набралось 955 тысяч просмотров, на сам канал подписалось 1 370 пользователей. До девяти тысяч человек могут смотреть ежемесячные прямые трансляции в режиме реального времени, когда музыканты Концертхаус-­оркестра представляют свои инструменты, музицируют сольно или в ансамбле и рассказывают о повседневной жизни Концертхауса.

Это происходит в постоянном взаимодействии с интернет-­аудиторией: пользователи комментируют происходящее, оставляют отзывы, задают вопросы и обмениваются репликами через окно чата. Благодаря живому контакту представление становится общим переживанием, а классическая музыка доносится аутентично.

Во время локдауна мы также запустили обширную онлайн-­программу MachMitMusik для детей младшего возраста. Ее суть состоит в том, что ребят приглашают к занятиям на музыкальных инструментах, пению – учиться и пробовать свои силы.

Концертхаус-оркестр с Иваном Фишером за дирижерским пультом

ЮЧ Расскажите о традиции Концертхауса приглашать артистов в резиденцию. По какому принципу отбираются те или иные имена?

СН Наши артисты в резиденции не всегда, но зачастую являются теми, кого можно назвать «восходящими звездами» – интересными молодыми артистами, делающими первые шаги в большой карьере. Нынешние исполнители в этом статусе – голландский фортепианный дуэт братьев Лукаса и Артура Юссенов. В течение сезона они дадут около пятнадцати концертов в разных залах и в разных форматах. Что самое интересное в этой концепции «артист в резиденции», так это то, что публика может по-настоящему познакомиться с музыкантами во всей многогранности дарования. Концерты сопровождаются интервью, инициативами в соцсетях, а также мероприятиями образовательного характера.

Наши «артисты в резиденции» остаются тесно связанными с Концертхаусом даже после окончания своего сезона. Сохранение творческих отношений помогло нам спонтанно устраивать интересные концерты во время периода повсеместных ограничений.

ЮЧ Кого из музыкантов, никогда не выступавших на сцене Концертхауса, вы бы мечтали пригласить?

СН Я бы с удовольствием послушал у нас живьем Горовица или Дину Липатти… Что касается сегодняшних звезд академической сцены, то мне действительно пришлось бы долго думать, потому что почти все ныне живущие артисты уже были у нас. Мечтой было бы поприветствовать Санкт-­Петербургский филармонический оркестр, вторым дирижером которого в течение многих лет, как уже мною упоминалось, был Курт Зандерлинг. К сожалению, приезд этого коллектива пришлось в кратчайшие сроки отменить из-за пандемии.

ЮЧ Вы являетесь художественным руководителем Концертхауса уже тринадцать лет. Можете ли вы сказать, что аудитория изменилась за это время?

СН Публика чрезвычайно лояльна и в течение десятилетий ходит на симфонические вечера. Наши концерты с музыкой Шостаковича, в частности, всегда раскуплены! Однако благодаря новейшим форматам мы также заполучили аудиторию, которая не принадлежит к нашим держателям абонементов.

ЮЧ Какое место в репертуаре Концертхауса занимает музыка современных композиторов и насколько она востребована? Какие шаги вы предпринимаете для развития этого направления?

СН Здесь стоит сделать различие. Современная авангардная музыка все еще с трудом пробивается к широкой аудитории и чувствует себя как дома в нише ансамблей, чьим профилем является ее исполнение, а также специальных фестивалей. В то же время так называемая неоклассика, представителем которой, к примеру, является Макс Рихтер, популярна так же, как и музыка минималистов – например, Филипа Гласса или Джона Адамса. Их сочинения очень востребованы широкой аудиторией. Арво Пярт тоже восхищает нашу публику, он сам был здесь в 2018 году на «Балтийском фестивале». Мы поддерживаем современную музыку своими сериями программ в Вернер-­Отто-зале – такими, как модерируемые Кристианом Йостом концерты «Слушаем дважды» или «Композиторские портреты».


Предшественник Концертхаус-­оркестра Берлинский симфонический оркестр был основан в 1925 году на базе ранее существовавшего Блютнер-­оркестра. В 1952 году БСО был восстановлен как муниципальное учреждение в Восточном Берлине и получил международное признание под руководством Курта Зандерлинга. Оркестр играл две трети всех концертов, проводимых в Восточном Берлине. Курт Зандерлинг сумел создать три успешных абонементных серии и, таким образом, заполучить достаточно многочисленную постоянную аудиторию. В центре внимания Зандерлинга было наследие таких композиторов, как Малер и Шостакович.

Twitch – видеостриминговый сервис, специализирующийся на тематике компьютерных игр, в том числе трансляциях геймплея и киберспортивных турниров. Видео на платформе Twitch можно просматривать как в реальном времени, так и по запросу. Twitch принадлежит Twitch Interactive – дочерней компании Amazon.

Валерий Гроховский: Джаз находится в стадии открытия новых горизонтов Персона

Валерий Гроховский: Джаз находится в стадии открытия новых горизонтов

Пианист, композитор, педагог – о судьбах отечественного джаза

Джо Сатриани: Русская публика зациклена на музыке Персона

Джо Сатриани: Русская публика зациклена на музыке

Американский гитарист – о новом альбоме, учениках и учителях

Георгий Исаакян: Театр должен периодически вокруг себя всех встряхивать Персона

Георгий Исаакян: Театр должен периодически вокруг себя всех встряхивать

Фабио Мастранджело: Я сыграл почти все, что написал Рахманинов Персона

Фабио Мастранджело: Я сыграл почти все, что написал Рахманинов