Семь девушек События

Семь девушек

В Уфе сочинили балет на главный национальный сюжет

Любой в Башкирии расскажет легенду о семи красавицах, которые, спасаясь от страшного Дэва, бросились в озеро и вознеслись на небо, став самыми яркими звездами в созвездии Большая Медведица. Легенда многие годы вдохновляет на создание самых разных произведений искусства, а танцевальный номер Файзи Гаскарова стал одной из визитных карточек культуры Башкортостана.

В центре Уфы построен фонтан, оформленный как чаша, и вокруг – семь скульптурных фигур тех самых девушек. Сквер с фонтаном – рядом с Башкирским театром оперы и балета, который решил популярный сюжет использовать как основу для балетного спектакля. Пять лет назад тогдашний директор театра, драматург и режиссер Ильмар Альмухаметов сочинил либретто. Был объявлен конкурс среди композиторов, который выиграла Галина Зиганова, показав партитуру, убедившую постановочную команду. Дальше уже пошла работа вместе с Ринатом Абушахмановым – интересным хореографом, только что ставшим победителем престижного конкурса «Арабеск». Так родился полнометражный балет, где нашлось место и этнографическим мотивам, и брутальным, современным по пластике эпизодам, и романтическим дуэтам и вариациям на пуантах.

Художник-постановщик Альберт Нестеров нашел удачную сценографическую идею: над сценой свисает некая конструкция, поначалу напоминающая перевернутую розу с тканевыми лепестками-воланами. Из нее затем прорастает ствол, соединяющий землю и небо, а в финале она оборачивается небосклоном, куда возносятся девушки. Огромную роль играет свет, и в опытных руках Евгения Ганзбурга отчетливо очерчиваются эпизоды с положительными героями – они в ореоле мягкого голубого сияния, тогда как на контрасте сфера зла окрашена в черно-красные тона с примесью золотых пятен.

Главная пара – Яугуль (Гульсина Мавлюкасова), младшая из семи девушек, и ее возлюбленный Акбулат (Ильнур Зубаиров) – в белых одеждах, символизирующих чистоту их помыслов, а сестры одеты в платья пастельных тонов. Но когда девушки, попав в рабство к Дэву, увлекают его в пучины озера, то они появляются в черных платьях с мелкими блестками, словно звездочки. И как раз здесь исполняют тот самый легендарный танец «семи девушек». «Мы связались с наследниками Файзи Гаскарова, получили разрешение на его использование и на небольшие изменения. А элементы этого танца у меня разбросаны по всему балету, и в конце собираются воедино», – комментирует хореограф.

 

Не только цветовая гамма определяет положительных и отрицательных героев, но и хореография, и, конечно же, музыка. В характеристиках девушек и башкирских воинов-егетов – опора на фольклор, на башкирские мелодии и танцевальные фигуры, основанные на мелких движениях, на особой пластике рук. Дэв (Олег Шайбаков) и его двойники, тени (в программки они значатся как Лики Дэва) – это брутальные размашистые жесты, прыжки. Есть и еще один персонаж, Баксы (Андрей Брынцев), проводник между миром земным и небесным – он своего рода комментатор действия, и в его партии есть элементы современного танца. Труппа прекрасно справляется с поставленными задачами, подтверждая свой статус одной из ведущих в России.

Для какого зрителя этот балет? Красивая сказка, понятный танцевальный язык – казалось бы, спектакль адресован семейной аудитории, но чем дальше смотришь, тем яснее становится философский подтекст и глубина содержания, способная увлечь самую серьезную публику. Не последнюю роль в этом играет оркестр. Директор театра и дирижер-постановщик Александр Алексеев разматывает музыкальную канву темпераментно и увлеченно, с любовью преподнося башкирские мотивы и предельно динамизируя сцены сражения. Благодаря его тонкому прочтению партитуры возникает ощущение мистики, столкновения разных миров. Действие ни на минуту не зависает, двигаясь к финальной трагической развязке. «Легенда о семи девушках – очень дансантная по природе, она должна была появиться в нашем театре, – подчеркивает Александр Алексеев. – Я постепенно влюблялся в музыку Галины Зигановой. Мне было интересно разобраться во всех ребусах, заданных композитором, подголосочной полифонии, когда одновременно звучат несколько разных тем. Балет с таким сюжетом, многочисленными цитатами известных всем с детства фольклорных песен погружает в глубины нашего культурного кода».

Очевидно, что Башкирский театр оперы и балета нашел в фольклорных сюжетах свою эксклюзивную нишу: в репертуаре уже есть оперы «Салават Юлаев» и «В ночь лунного затмения», балет «О чем молчат камни», основанные на башкирском эпосе, исторических событиях. И вот теперь эта копилка спектаклей пополнилась еще одной удачной работой.

Победа музыки над конъюнктурой События

Победа музыки над конъюнктурой

Об итогах XXVII Международного конкурса вокалистов
имени М.И. Глинки

Азартная игра на зеленом сукне События

Азартная игра на зеленом сукне

Завершились открытые прослушивания произведений финалистов конкурса «Партитура»

Костюмированный скандал События

Костюмированный скандал

Как Кирилл Серебренников переиначил «Дона Карлоса» Верди

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года