События сентября Анонсы

События сентября

В сезоне 2021/2022 Московская филармония – академическая площадка, сумевшая даже вопреки антиковидным ограничениям сохранить интерес пережившей локдаун публики, – отметит 100-летие. Параллельно с этим на Большой Никитской готовится план мероприятий к празднованию 155-летия Московской консерватории. Вне всяких сомнений, нас ожидает интересный сезон, но с оговоркой: если не помешает эпидемиологическая обстановка.

2 сентября
Ensemble Intercontemporain
Концертный зал Чайковского

Основанный Пьером Булезом коллектив еще не примелькался в российской столице: его приезда ждали тридцать лет. Появление Ensemble Intercontemporain на фестивале «Другое пространство» –2020 произвело настоящий фурор и было единодушно названо критиками самым ярким событием филармонической осени. Теперь EIC возвращается с программой, построенной вокруг знакового для всей актуальной музыки сочинения – никогда прежде не исполнявшегося в России «Répons!» (1984) Булеза. В этой сорокаминутной пьесе двадцать четыре музыканта ансамбля помещены в центр зала, а шесть солистов – два фортепиано, арфа, цимбалы, вибрафон и глокеншпиль / ксилофон – находятся на периферии. Их диалог преобразуется электроникой и проецируется через пространство. «Répons!» исполняется редко, так как для нее требуется концертный зал с довольно специфическими (или очень гибкими) параметрами. Так, в КЗЧ обещают возвести на месте партера подиум. Кресла для слушателей будут располагаться не только традиционно в амфитеатре, но также на сцене. Другие грани своего мастерства EIC продемонстрирует в пьесе Art of Metal II для металлического контрабасового кларнета и электроники французского композитора, представителя направления «сатурационизм» Янна Робина; эталонном, лаконичном, самом «интимном» по количеству задействованных игроков произведении Эдгара Вареза Octandre; трио beyond II [bridge over troubled water] Маттиаса Пинчера, написанном как ответ на воцарившуюся во время пандемии тишину в концертных залах всего мира.

Стоит отметить, что публика филармонии проявляет все больший интерес к актуальной музыке – вероятно, прививка «Другим пространством» выработала нужное количество антител, и программы, в которых фигурируют имена Штокхаузена, Гризе, Лахенмана, уже не вызывают такого страха, как раньше. Владимир Юровский, продолжающий осуществлять художественное руководство «Другим пространством», не раз говорил о том, что современные партитуры необходимо выводить из «фестивального гетто». Филармония к этому мнению, вероятно, прислушалась и создала два специальных абонемента (№ 1 и № 1А). В первом – три концерта. Одним из них Юровский вместе с ГАСО имени Е. Ф. Светланова отпразднует 90-летие Софии Губайдулиной (13 ноября). Второй абонемент, состоящий из шести концертов, – довольно пестрый и концептуально разнообразный: с одной стороны, он представляет собой панораму творческой активности ведущих коллективов-­специалистов по актуальной музыке (от МАСМ и Questa Musica до ГАСО); с другой, включает в себя также исполнения камерных пьес. Нельзя не упомянуть, что по инициативе филармонии в Россию впервые пожалует сам Томас Адес (конец апреля).

Первый месяц нового сезона в филармонии пройдет, впрочем, под знаком барокко – на фестивале «Гендель: Мир горний и мир дольний» (с 3 по 15 сентября) москвичам представят целую серию сочинений, связанных с важнейшими этапами творчества композитора. Заявлено участие таких экспертов в исполнении барочного репертуара, как дирижер Кристофер Мулдс, дирижер и клавесинист Андреас Шперинг, контратенор Йестин Дэвис.

Маттиас Пинчер и Ensemble Intercontemporain

12 сентября
Большой зал консерватории 
Концертный симфонический оркестр Московской консерватории
Дирижер – Владимир Юровский

«Флагман среди творческих вузов» намерен привлечь к празднованию своего 155-летия музыкантов экстра-­класса, и первым из них станет Владимир Юровский. Не изменяя себе, он составил для оркестра консерватории программу в фирменном стиле. Выбранные дирижером произведения объединяет приподнятое настроение и композиторское остроумие.

Духом совместного творчества пропитана Sinfonia concertante Гайдна – своеобразный гибрид, который использует лучшие качества обеих музыкальных форм – симфонии и концерта. Это первое блюдо юбилейного вечера. За свою жизнь Гайдн создал не так много сольных концертов – отчасти потому, что в XVIII веке композитор, как правило, сам исполнял сольную партию инструмента, а Гайдн не был особенно искусным пианистом или скрипачом. Во время своего пребывания в Лондоне он написал виртуозные соло скрипки, виолончели, гобоя и фагота – четырех голосов, задействованных в Sinfonia concertante. В быстрых крайних частях квартет то сливается с оркестром, то вновь выходит на первый план, отчего возникает ощущение, что солисты играют в окружении своих коллег.

Участниками концерта станут представители разных факультетов консерватории – оркестрового, исторического и современного исполнительского искусства. И в этом Юровский тоже видит пространство для творчества. «“Смесь” направлений даст нам интересный результат», – уверен он. По этой причине рядом с Гайдном возникают фигуры композиторов XX века – Прокофьев и Онеггер. Увертюра на еврейские темы Прокофьева в авторской версии для камерного оркестра – произведение, привлекающее национальным колоритом, своеобразием народного стиля, сочетанием иронического с лирическим. Сарказм, присущий молодому Прокофьеву, здесь отступает перед добрым юмором.

Творчество Онеггера в репертуаре Юровского занимает не последнее место. Четвертую симфонию – основное сочинение вечера – Юровский исполнял в свое время с Лондонским филармоническим оркестром. Вместе с «Летней пасторалью» и «Рождественской кантатой» того же автора она вошла в диск, изданный на собственном лейбле LPO. Как следует из подзаголовка Четвертой симфонии – «Deliciae Basilienses» («Базельские удовольствия»), – эта музыка предназначена для развлечения и услаждения слуха, но не все так однозначно. Сам композитор считал, что «симфония несет надежду, порожденную перспективой временно вырваться из атмосферы [послевоенного времени], провести лето в Швейцарии, в окружении любви дорогих друзей, для которых музыкальное искусство все еще имеет значение». Под «друзьями» Онеггер подразумевал дирижера Пауля Захера, выступившего заказчиком произведения. В фактуре симфонии Онеггер зашифровал собственные воспоминания о Базеле – например, центральное Larghetto основано на народной песне швейцарского диалекта «Z’ Basel an mim Rhy» («В Базеле, на моем любимом Рейне»). В последней части даже появляется партия базельского барабана – инструмента, без которого невозможно представить крупнейший фестиваль Швейцарии Basler Fasnacht.

На следующий день, 13 сентября, на сцену БЗК поднимутся выпускники разных лет, чтобы поздравить свою альма-­матер: это и пианист Николай Луганский, и виолончелист и органист Александр Князев, и сопрано Хибла Герзмава, и скрипач Никита Борисоглебский, и многие другие, чьи судьбы и творческие биографии неразрывно связаны с Московской консерваторией. XVII Международный осенний хоровой фестиваль имени Б. Г. Тевлина, который откроется 14 сентября, также станет частью юбилейных торжеств.

События октября Анонсы

События октября

Воссозданная Алексеем Сюмаком оратория Георгия Свиридова, юбилей Леонида Десятникова в музыкальных подробностях и вновь – Пьер Булез

События сентября Анонсы

События сентября

«Дафна» Штрауса в КЗЧ, юбилей Пярта в Московской консерватории, «Три сатиры» Шёнберга в «ГЭС-2», Passion Дюсапена в «Новой Опере»

События лета Анонсы

События лета

Фестивали в Истре и Калининграде, премьеры в Большом, «Геликон-опере» и «Новой Опере»

События июня Анонсы

События июня

О Дягилевском фестивале, юбилейном концерте Юрия Каспарова, премьере «Анны Болейн» и вечере музыки Эрика Сати