Серенада о бесконечной тоске События

Серенада о бесконечной тоске

В «ГЭС-2» продолжается цикл концертов «Что современно?»

Кураторская программа Дмитрия Ренанского, запущенная в начале этого года, охватывает творчество композиторов от барокко до наших дней и предлагает увидеть актуальных художников, «всматривающихся в разлом, оставшийся от движения тектонических плит истории на стыке “тогда” и “сейчас”». Проще говоря, одиннадцать концертов цикла с философским названием «Что современно?» включают в себя произведения прошлых эпох и пьесы современных композиторов, созданные по заказу «ГЭС-2». Солисты и ансамбли представляют эти опусы в своеобразном диалоге друг с другом, показывая их, казалось бы, невозможные точки пересечения. Эти концептуальные музыкальные путешествия в Актовом зале с видом на березовую рощу собирают неизменные аншлаги – явление, крайне редко встречающееся на концертах современной академической музыки, но ставшее привычным для Дома культуры на Болотной набережной (к слову, также постоянно многолюдной площадки).

В очередном концерте цикла Дмитрий Ренанский решил объединить в одно целое трех крайне непохожих композиторов – петербургского мэтра Владимира Раннева, бывшего солиста МАСМ Ивана Бушуева, активно пробующего себя в новом амплуа, и самого Густава Малера. В их сочинениях, написанных с разницей в сто с лишним лет, сквозила одна и та же идея нетривиального воплощения поэтического слова. Владимир Раннев выбрал строки концептуалиста Льва Рубинштейна, Иван Бушуев – постмодернистскую поэзию Андрея Монастырского, балансирующую на грани абсурдности и сакральности, а Густав Малер обратился к творчеству поэта-романтика Фридриха Рюккерта. Превратить слова и пробелы в звуки и дыхание вызвались три также кардинально разных вокалистки: основательница ансамбля N`Caged Арина Зверева, студентка Молодежной программы Большого театра Елене Гвритишвили и солистка Пермского театра оперы и балета Наталья Буклага. Партнером для каждой из них был Московский ансамбль современной музыки, за пульт которого встал дирижер Самарского оперного театра Алексей Ньяга.

«Песни об умерших детях» – цикл элегических поэм, пронизанных скорбью и болью Малера, прозвучал в аранжировке голландского дирижера Рейнберта де Леу. В новой версии песни приобрели еще большую выразительность и тембровую индивидуальность, которая любопытно встроилась в акустику Актового зала: низкие струнные звучали так сочно и глухо, будто музыканты играли на нескольких бас-гитарах с усилителями. Солировала в малеровском шедевре меццо-сопрано Наталья Буклага, чей мягкий бархатный голос идеально передавал спектр эмоций, заложенных в каждом слове. Впрочем, ее размеренное чувственное повествование и проживание каждого звука не нашло отклика у Московского ансамбля современной музыки, звучавшего нарочито театрально, взволнованно и местами интонационно грязно – и только уверенные действия Алексея Ньяги не дали скатиться «Песням об умерших детях» в позднеромантический омут. Во время исполнения третьей миниатюры на сцене внезапно погас свет, но через несколько секунд включился снова, причем прожектор «упал» на фигуру дирижера. Так что, будем считать, магия случилась, с чем можно и поздравить музыкантов.

«…пытаюсь вообразить себе человека, который сказал бы Шекспиру: расслабься!» – именно эту цитату из Монастырского Иван Бушуев выбрал в качестве названия пьесы, наивно надеясь, что его кто-нибудь запомнит. В отличие от перформанса на сцене, освещенной черно-красным светом, в центре которого восседала Арина Зверева за синтезатором и микрофоном на стойке. Ее вокальная партия почти целиком состояла из ритмизованного проговаривания слов, слогов, близких по фонетическому звучанию, имеющих общие рифмующиеся друг с другом окончания (возвышенность, нарушенность, застроенность). В одном из эпизодов эту активную рэп-читку подхватил резкий «аккомпанемент» инструментального ансамбля – отчаянные кластеры рояля, сухие удары по коробочке, искаженные звуки препарированной бас-гитары, а также электронные семплы.

Мировая премьера была принята с большим воодушевлением, однако не могла затмить без преувеличения сенсацию этого вечера – «Серенаду» Владимира Раннева. Композитор давно уже зарекомендовал себя как мастер интеграции текста в музыку: его опера «Проза» по Мамлееву получила всевозможные награды, восторг критиков и не сходила с афиш Электротеатра «Станиславский». В сочинении, созданном по заказу «ГЭС-2», Раннев воплотил тот самый Zeitgeist, дух времени, так тонко и небанально, как может делать рефлексирующий художник, не гонящийся за композиторским хайпом и новым переосмыслением тембров, а создающий честное авторское высказывание. Солистки Арина Зверева и Елене Гвритишвили то сливались в чувственный почти барочный дуэт, то вокализировали на один тон в высокой тесситуре на манер эха, то уступали друг другу в пропевании фраз, рассыпающихся на мозаичные фрагменты, которые растворялись в сонорной пучине ансамбля. Постепенно из этих призрачных осколков воспоминаний, обрывков фраз, картин из омута памяти складывалось видимое целое, которое Раннев превратил в нечто, напоминающее задушевную советскую песню. Щемящий до минор, пение Арины Зверевой в духе Валентины Толкуновой, мерные аккорды у ансамбля и кадансовый оборот как итог – это было очень неожиданно, красиво и ударило прямо в сердце каждого сидевшего в зале. «Наша жизнь сама собой / По волнам несется /С бесконечною тоской» – эти слова-заклинания, повторяемые солистками бесконечное количество раз, заставили вспомнить все, что мы потеряли и что так и не сделали. Но, может быть, у каждого есть шанс исправить свою серенаду жизни и рассеять бесконечную тоску, словно намекала заключительная фраза у Елене Гвритишвили – интонация-вопрос, повисший в воздухе.

 

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»