Сергей Прокофьев. Кантата к ХХ-летию Октября.Audite
Релизы

Сергей Прокофьев. Кантата к ХХ-летию Октября.Audite

Как ни удивительно, это всего лишь третья полная запись Кантаты – не только крупнейшего сочинения Прокофьева, но и одного из наиболее заметных музыкальных произведений, написанных во славу тоталитарного государства и при этом далеким от однозначности. Если не считать неполной записи Кирилла Кондрашина 1967 года, впервые Кантата целиком была записана в 1992 году Неэме Ярви; на обложке диска он сфотографирован с Геннадием Рождественским, чье участие ограничилось двумя ленинскими фразами. Запись Кантаты дополнена фрагментами балета «Каменный цветок». Следующую сделал петербургский дирижер Александр Титов, добавив еще две патриотические кантаты Прокофьева – «Здравицу» и «Расцветай, могучий край». С тех пор Кантата неоднократно исполнялась во многих странах, но больше официально не записывалась.

Третью полную ее запись выпустил дирижер Кирилл Карабиц; московская публика недавно имела возможность оценить его мастерство, особенно удачным было исполнение Симфонии № 13 Шостаковича («Бабий Яр»). О выпуске записи, сделанной в августе, лейбл Audite объявил ровно 7 ноября – в те же дни Кантата исполнялась в Москве под управлением Владимира Юровского. Тогда публика спорила о том, верноподданническое ли это сочинение или антисоветское, иронизировал ли Прокофьев или писал всерьез, сетовала на нечеткую дикцию московских хоров, и в этом отношении запись Карабица тоже не идеальна. Русское произношение берлинского Хора Эрнста Зенфа не блестяще, и в этом отношении лучшей остается запись Титова с петербургскими хористами. С другой стороны, это позволяет поставить вопрос о важности текста. Да, при знакомстве с Кантатой знать его необходимо, но слушаем же мы вокальную музыку на неизвестных нам языках, вникая в содержание лишь по переводу. Как бы ни была важна в Кантате идеологическая составляющая, неизмеримо важнее высочайшее качество музыкального материала, на уровне лучших сочинений Прокофьева.

Вероятно, так полагает и Кирилл Карабиц; сравнительно короткую – в его интерпретации 42 минуты – Кантату он оставил в одиночестве, не став дополнять ни «Здравицей», ни другими очевидными вариантами. С одной стороны, жаль: это создает контекст, наглядно показывая, что и по госзаказу Прокофьев мог писать с тем же вдохновением, что и по зову сердца. С другой стороны, тем самым Карабиц стремится показать уникальность Кантаты и в истории музыки, и в творчестве Прокофьева. И делает это с успехом: как и в московской интерпретации «Бабьего Яра», его чувство формы великолепно. Фрагменты, которые по отдельности могут показаться разнородными, составляют идеальное целое, а предваряющая финал оркестровая «Симфония» просто прекрасна. Для первого знакомства предпочтительнее запись Титова, но для новой встречи с Кантатой запись Карабица хорошо подойдет.

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью Релизы

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

Monteverdi. Anima Dolorosa</br>Il quarto libro de madrigali</br>Collegium Vocale Ghent</br>Philippe Herreweghe</br>Alpha Релизы

Monteverdi. Anima Dolorosa
Il quarto libro de madrigali
Collegium Vocale Ghent
Philippe Herreweghe
Alpha

Germaine Tailleferre</br>Her Piano Works, Revived (Vol. 1)</br>Grand Piano Релизы

Germaine Tailleferre
Her Piano Works, Revived (Vol. 1)
Grand Piano

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера Релизы

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

25 июля «Тристаном и Изольдой» открылся ежегодный Байройтский фестиваль – место притяжения вагнерианцев со всего мира.