Сергей Тимощук: Конкуренция заставляет нас двигаться вперед Персона

Сергей Тимощук: Конкуренция заставляет нас двигаться вперед

Нынешний сезон для Московского международного Дома музыки пройдет под знаком юбилея: 20 лет назад в Москве появился современный концертный комплекс, который жители столицы образно сравнивали с прекрасным хрустальным кубком. На куполе здания расположен скрипичный ключ, у подножия парадной лестницы открыт памятник Д. Д. Шостаковичу, внутри – роскошный современный орган и много других интересных артефактов. О том, как сейчас живет Дом музыки, его генеральный директор Сергей Тимощук (СТ) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).

ЕК Когда смотришь на афишу ММДМ, то глаза разбегаются от обилия всего и даже кажется она пестроватой: НФОР с Владимиром Спиваковым, Кубанский казачий хор и тут же группа BeatLove… Однако, наверное, есть генеральная концепция развития ММДМ?

СТ Дом музыки, бессменным президентом которого является народный артист СССР, скрипач и дирижер Владимир Спиваков, изначально задумывался как многофункциональный центр исполнительских искусств. Идея жанрового многообразия и сосуществования самых разнообразных форматов была заложена в самой архитектурной концепции: три автономно работающих зала – совершенно непохожих друг на друга, рассчитанных на разное количество зрителей, со своими техническими и акустическими особенностями, учитывающими свойства тех или иных форм и видов мероприятий. Два года назад у нас открылся четвертый зал – современный, начиненный оборудованием нового образца, зал-трансформер. Вместе с ним появилось еще больше возможностей для представления интересных сценических вариантов, так как количество и артистов, и публики в нем может варьироваться. Так что, как вы сказали, обилие всего – это, по сути, и есть генеральная концепция развития. Мы стремимся охватить каждый сегмент аудитории, предлагая для каждой возрастной группы широчайший спектр художественного контента самого высокого качества.

ЕК ММДМ – это концертная организация, находящаяся в ведении Департамента культуры Москвы. Перед пандемией в столице появился зал «Зарядье», у которого тот же учредитель. Вы рассматриваете «Зарядье» как конкурента в борьбе за внимание публики?

СТ Совершенно верно, оба зала находятся в ведении Департамента культуры города Москвы. И я хочу выразить огромную благодарность Департаменту и лично его главе, Александру Владимировичу Кибовскому, за повсеместную и регулярную поддержку нашей деятельности. Во время пандемии, когда значительное количество мероприятий либо не проводилось совсем, либо проходило с ограничениями по количеству мест, эта поддержка была поистине бесценной. Что касается вопроса о конкуренции, то «Зарядье» – зал, предназначенный для исполнения классики, акустически великолепный, совершенно замечательный. В классическом сегменте нас действительно можно считать конкурентами. Ничего плохого в этом я не вижу: это заставляет искать новые подходы, оригинальные решения, двигаться вперед. Я считаю, что у нас неплохо получается. И все же в глобальном смысле «Зарядье» считаться конкурентом Дома музыки не может – как раз благодаря тому жанровому разнообразию, которое представлено у нас, но которого нет у «Зарядья».

ЕК В прошедшем сезоне стал активно использоваться Новый зал, получивший имя Альфреда Шнитке. В чем его отличие от Театрального и Камерного залов?

СТ Зал изначально мыслился как репетиционное пространство, которого нам исторически не хватало, ведь в Доме музыки три оркестра-резидента и огромный поток выступающих артистов и коллективов. Благодаря уникальной технической «начинке» он также стал профессиональной студией звукозаписи, позволяющей осуществлять аудио- и видеотрансляции любой сложности. И, конечно, этот зал легко трансформируется под любые необходимые задачи – от привычных классических, когда зритель и артисты разделены размерами и конфигурацией сцены, до модных иммерсивных, позволяющих создавать единую локацию и для публики, и для артистов. Достаточно долго мы называли этот зал просто Новым, но потом Владимир Теодорович Спиваков предложил присвоить ему имя Альфреда Шнитке. И практически сразу же появились интересные идеи, программы современной музыки, проекты исполнения опер в формате semi stage. Можно сказать, что к двадцатому сезону зал окончательно обрел свое собственное, неповторимое лицо.

ЕК Расскажите, с каких событий начнется новый  сезон и какие особые интересные концерты ожидаются в рамках юбилейного года?

СТ Программа концерта-открытия XX сезона с Владимиром Спиваковым, Национальным филармоническим оркестром России и Иваном Бессоновым уже задает определенный тон и настрой всему предстоящему творческому году. Конечно же, 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова – любимого композитора Владимира Теодоровича – будет проходить красной нитью через  весь сезон. Классическую компоненту дополнит целая плеяда знаменитых солистов, в числе которых Денис Мацуев, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Анна Аглатова, а также Международный конкурс пианистов Владимира Крайнева, который мы проведем в пятый раз. Надеюсь, что он, как и предыдущие конкурсы, откроет миру новые звездные имена. В юбилейный сезон хотелось чем-то удивить нашу публику, поэтому в афише появился необычный формат мистерий – грандиозных мультимедийных шоу с использованием видеопроекций, большого состава исполнителей и при участии звезд театра и кино.

В органных концертах будем знакомить ценителей с представителями российской органной школы – очень интересными музыкантами, которые совершенно не уступают иностранным гастролерам. Будет много джаза, легендарных российских танцевальных коллективов, таких как «Лезгинка», «Березка», «Алан», театральные постановки, цирковые шоу для семейного посещения. Особое внимание мы уделим благотворительным акциям. Первая пройдет в октябре – зрителями спектакля «Буратино» станут дети-сироты и дети семей беженцев из ЛНР и ДНР.

ЕК Я нередко вижу вас в залах ММДМ, бывая на концертах. Конечно, у директора объективный подход ко всем артистам, но все же, какой музыкальный жанр лично вам ближе, на что пойдете не по долгу службы, а для души?

СТ У меня есть воспоминание из детства, точнее со школьных лет, как в субботний вечер папа включает телевизор и смотрит концерт Владимира Спивакова и камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Можно сказать, что любовь к искусству Спивакова перешла ко мне по наследству. Уже много лет мы с Владимиром Теодоровичем работаем вместе, и для меня в плане восприятия его игры и дирижерских трактовок ничего не изменилось – как и в детстве, я с огромным удовольствием слушаю его выступления и с «Виртуозами», и с Национальным филармоническим оркестром России, и не перестаю восхищаться его талантом. Я очень люблю, как звучит в Светлановском зале голос невероятной Хиблы Герзмава. Но не только классика меня вдохновляет. Например, выступление Кубанского казачьего хора произвело в последний раз совершенно ошеломляющее впечатление. Так что разнообразие форматов Дома музыки отвечает моим собственным художественным вкусам – тоже весьма разнообразным. Главное, чтобы сохранялся высокий исполнительский уровень и качество программ.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны