Новый альбом патриарха российского блюза появился как будто бы ниоткуда: не было ни слухов, ни прогнозов, во всяком случае, в публичном пространстве. И вдруг – десять треков, виниловый формат (или сторона 90-минутной компакт-кассеты), да еще и кавер-версии достаточно знаковых песен русского рока!
Впрочем, при ближайшем рассмотрении все оказывается не совсем так, как кажется на первый взгляд. Первый трек (давшая название альбому песня едва ли не единственной советской супергруппы «СВ», написанная и спетая лидером «Воскресения» Алексеем Романовым), как и третий (хит Евгения Маргулиса, звучавший еще в бытность хозяина главного квартирника страны в «Машине времени»), типически не принадлежит к жанру русского рока, равно как и финальная песня, написанная Василием «Бастой» Вакуленко. С другой стороны, игры в определение жанра всегда влекут в сторону путаницы, потому, пожалуй, вернемся к музыке.
Романовский ударный хит – «Делай свое дело» – вместе с Вороновым поет разноголосый хор: в нем и автор песни, и Шура Би-2, Константин Кинчев («Алиса»), и Александр Ф. Скляр, и Сергей Галанин, и Сергей «Чиж» Чиграков – ну и, конечно, продюсер альбома Гарик Сукачев. На мощный буги-рок-н-ролльный хук эта разноголосица ложится достаточно удачно, тем более что каждая вокальная партия продуманно соответствует фрагментам текста. Подъем на полтона после второго куплета (в оригинале его нет) вносит в песню полезную интригу, а сам трек задает должную атмосферу альбому. Чижовский «Дополнительный 38-й» – великолепный, драматургически очень точно разыгранный дуэт; вероятно, по причине максимальной близости к обычной вороновской стилистике он стал едва ли не лучшим треком альбома. Дальше – «Мой друг лучше всех играет блюз», песня, которую Воронов чуть ли не крадет у Маргулиса (автор, впрочем, не позволяет), делая ее из без того невеселый настрой почти совсем обреченным. Как и песня Чижа, сукачевская «Скорый поезд придет в шесть часов» разрабатывает классически-блюзовую хобо-стилистику, она и сделана почти так же – по ролям, и сделана удачно (вот только неожиданно семидесятнический саксофон немного портит картину). «Мой рок-н-ролл» – отличная версия одной из самых удачных баллад «Би-2», утяжеленной и приблюзованной, в отличие от оригинала. Далее следует архетипичный майковский «Пригородный блюз» – снова хоровое исполнение песни (в котором неожиданно принимает участие некто Шефф – неужто и впрямь Влад Валов из Bad Balance?), в действительности становящейся блюзом с нежданным камео самого Майка в коде.
В чайфовской «В ее глазах» шахринский пафос, поддержанный сдержанным Вороновым – причем, как в вокальной, так и в гитарной ипостаси, – возвращает песню 24-летней давности в сегодняшний день обновленной. Отношение к «Поезду в огне» может быть разным: Борис Борисович так же проникновенен и трепетен, и он Сергея отчасти перекрывает как вокалиста – но совершенно очевидно, что и гитара, и губная гармоника проявляют в старинном, давно знакомом шлягере очевидно дилановское начало. В кинчевской «Кибитке» – в дуэте с Дианой Арбениной – абстрактные (и достаточно штампованные) образы Воронов, кажется, даже «осерьезнивает», и все равно, наверное, это немного не его.
И вот, наконец, кода: «Сансара», вновь балладная форма, причем от музыканта совсем незнакомого поколения. Воронов словно бы читает ее текст, почти по-рэперски; думаю, если бы сам Баста принял участие в записи трека, вышло бы не так эффектно. Мастер блюза почти не интонирует, и оттого слова становятся четче и яснее – а дуэт валторны и гитары, вырастающий в мощное tutti духовых, ставит яркую точку в этом, возможно, не программном для Сергея Воронова, но на редкость своевременном и удачном альбоме. Удачном прежде потому еще, что он протягивает руку русскому року, связывая его и «западников»: в нынешнем, склонном к непримиримым конфронтациям мире это дорогого стоит.