Сеяли разумное, доброе, вечное События

Сеяли разумное, доброе, вечное

Хор и оркестр musicAeterna представили концерты-посвящения Рахманинову

Теодор Курентзис и его подопечные присоединились к празднованию 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. Хор и оркестр musicAeterna выступили в зале «Зарядье» на открытии их масштабного концертного цикла #рахманинов150 – настоящего марафона симфонической и камерной музыки юбиляра. Курентзис же выбрал одно из самых грандиозных его сочинений, созданных незадолго до эмиграции, – «Всенощное бдение». Хоровой опус прозвучал в диалоге с пьесой-мистерией «Ты – ликами цветов» Алексея Ретинского, написанной так же по заказу «Зарядья» как оммаж Рахманинову.

Но прежде «Всенощное бдение» было исполнено в Санкт-Петербурге. Теодор Курентзис и хор musicAeterna дали благотворительный концерт в Смольном (Воскресенском) соборе. Эта благородная акция была направлена на поддержку восстановления иконостаса работы Максимилиана Месмахера, чей расписной шедевр, запечатлевший картины русских художников, после 1917 года оказался разрушен и разграблен. К счастью, Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге решил начать реставрацию иконостаса и предложил пришедшей на концерт публике также внести в это благое дело свой вклад – небольшое пожертвование. Билеты на выступление musicAeterna не продавались, желающие могли пройти регистрацию, и все же пространство Смольного оказалось переполненным. Толпа людей стояла в миллиметрах друг от друга, в верхней одежде, в окружении икон и подсвечников с зажженными свечами, и многие явно не осознавали, что концерт проводится в действующем православном храме, где также нужно выключать телефоны и не снимать видео.

На концерте в Смольном соборе Теодор Курентзис устроил своей публике настоящее духовное испытание, которое заключалось в том, чтобы не поддаться всякого рода искушениям и смиренно присутствовать на этой службе, проникновенном разговоре Рахманинова с Богом. Но не все прихожане оказались стойкими: одна девушка, не выдержав духоты (или же от избытка чувств), упала в обморок и ее, бесчувственную, под аккомпанемент хорового звучания пронесли к выходу. Было в этом моменте нечто символическое, мистическое, усиливающее заряженную невероятной энергетикой атмосферу, которую дирижер транслировал с подножья алтаря. Курентзис часто дает концерты духовной музыки в соборах (вспомним программу Lux Aeterna), но, пожалуй, именно в Смольном случился подлинный диалог музыкального и сакрального – без атрибутов в виде запаха ладана и перформативных перемещений хора по пространству. Именно в Смольном ангелы Курентзиса, о которых он так часто говорит, наконец, по-настоящему запели: хор musicAeterna демонстрировал чудеса многоголосного звучания, которое окутывало, проникало в душу, а затем рассеивалось под сводами храма. «Всенощное бдение» напоминало страстную молитву, однако, произнесенную глубоко внутри себя. Курентзис аккуратно снял с рахманиновского опуса присущую ему эмоциональность, романтическую экспрессию – части звучали достаточно сдержанно и строго, но каждый звук музыканты буквально пропитывали чувственностью и нежностью, идеально четко произнося тексты Священного Писания.

В зале «Зарядье» цикл Рахманинова предстал несколько иначе, что неудивительно: теперь это были концертные условия, акустические особенности, сцена и зрительный зал, расслабленная нарядная публика. В этот раз, правда, она оказалась в «ударе», о чем невозможно не упомянуть: многочисленный кашель, вступающий друг за другом, как тема и стретта, стал фактически интермедией между частями «Всенощного», словно издевательски заполнил звучащие паузы, едва не нарушив цельность интерпретации. В московской «версии» рахманиновского опуса Курентзис от первого до последнего номера выстроил оживленное повествование широкого эпического масштаба, вскрыл в партитуре ее позднеромантический генезис и целый спектр образов, характеров и настроений, присущих музыке Рахманинова. В части «Благослови, душе моя, Господа» ощущалась связь с рахманиновской вокальной лирикой, возможно, даже с операми: контратенор Андрей Немзер, спевший партию альта, буквально ласкал, убаюкивал своим голосом, а выразительные монологи тенора Сергея Година звучали как лирическая исповедь. В прославительной осанне «Хвалите имя Господне» дирижер подчеркнул ту самую рахманиновскую колокольность, рожденную, впрочем, от знаменного распева, на котором «Всенощное» фактически целиком и основано. И, конечно, не могло не восхищать то, как бережно, с любовью musicAeterna буквально вылепляет каждый звук, вырисовывает аккордовые краски, которые складываются в гармонические вертикали, перетекающие и мерцающие, как пламя свечи.

Мистерия «Ты – ликами цветов» Алексея Ретинского, исполненная, к удивлению многих, во втором отделении вечера (обычно премьеры, да еще современного композитора, звучат в первом), изначально мыслилась как оммаж музыке Рахманинова, но постепенно, по словам автора, это посвящение переросло в нечто большее. Трехчастный цикл, написанный для хора и камерного состава, сквозь призму личности Рахманинова как истинно русского художника трагедийного плана демонстрировал размышление автора о вечных вопросах жизни и смерти, добра и зла – и не покидало ощущение, что эта рефлексия была адресована именно сегодняшней действительности. В первой части, созданной на текст Великого славословия, хор musicAeterna в нарочито утрированной фольклорной манере пения воспроизводил не то колядку, не то духовный стих, рисуя своего рода коллективный русский архетип. В финале это коллективное выражал женский голос (солистка – Екатерина Дондукова), который предельно эмоционально доносил текст-молитву чувашского поэта Геннадия Айги («Ты – ликами цветов»). Этот монолог, спетый на грани академического и эстрадного вокала, словно концентрировал всю ту боль, отчаяние, смерть и просветление, проходящие через весь цикл. Но самой пронзительной вышла вторая часть мистерии – Rachmaninoff, в которой Ретинский, по его признанию, отдавал дань эмигрантскому опыту Рахманинова и той самой тоске по родине. Цитаты из Второго и Третьего фортепианных концертов, всплывающие из сонорного озера тянущихся звуков виолончелей, флейт, фаготов и электрогитары, ассоциировались с бессвязными обрывками воспоминаний по времени, которое уже не вернуть, – и об этом яростно напоминали фортепианные аккорды, звучащие с разницей в четверть тона как символ искаженной реальности. Хор, шепотом декламирующий строки из песни «Русское поле экспериментов» панк-музыканта Егора Летова («называли вещи своими именами – сеяли доброе, разумное, вечное»), абстрактно, но в то же время очень понятно намекал на некую цикличность в нашей истории, заставляя задуматься не только о болезненном опыте невернувшегося Рахманинова, но и судьбах многих художников прошлого и настоящего.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»