Возобновив после шестилетней паузы фестиваль «Шаляпинские вечера в Уфе», Башкирская опера еще раз напомнила, что Уфа – шаляпинский город, город молодости, первых шагов певца на оперной сцене. Правда, не на этой сцене – Шаляпин жил в городе в 1890-1891 годах, когда оперного театра еще не было (он был создан много позже – в 1938-м, в роскошном краснокирпичном здании Аксаковского народного дома). Но будущий великий бас ходил по этим улицам, пел буквально в доме напротив – в здании Дворянского собрания, в котором теперь находится Институт искусств, а в нем − концертный зал его имени, и, говорят, в зале даже висит люстра, которая «помнит» артиста. На стене − табличка, напоминающая о выступлении 18-летнего певца в 1891 году, а прямо перед фасадом стоит он сам в полный рост и с интересом смотрит прямо на оперный театр (памятник работы скульптора Р.Хасанова был открыт в 2007-м).
Несомненно, доживи Шаляпин до наших дней, он порадовался бы, что дело его жизни настолько живо в Уфе, где создана одна из лучших отечественных вокальных школ. Парад лучших ее представителей – солистов театра во главе с его художественным руководителем Аскаром Абдразаковым – мы и увидели на гала-концерте открытия «Вечеров». Пели Любовь Буторина, Диляра Идрисова, Альфия Каримова, Эльвира Фатыхова, Артур Каипкулов, Владимир Копытов, Лариса Ахметова, Геннадий Родионов. К ним примкнул и довольно большой отряд столичных знаменитостей: Альбина Шагимуратова, Мария Баянкина, Анна Кикнадзе, Михаил Колелишвили (Мариинский театр) и Игорь Морозов («Геликон»). В основе программы − оперная классика, а шаляпинский репертуар был представлен ариями Дона Базилио, Кончака, Варяжского гостя, Лепорелло и куплетами Мефистофеля.
Афиша 12-дневного фестиваля включала, разумеется, не только концерты, но и спектакли, так или иначе связанные с именем великого баса. Это оперы «Князь Игорь» в постановке Георгия Исаакяна 2017 года (в ней Федор Иванович исполнял три партии: Игоря, Кончака и Галицкого) и «Дон Кихот» Массне, написанный специально для Шаляпина, – редкое название, идет только в Мариинском и Башкирском театрах. В Уфе спектакль был поставлен в 2021 году Аскаром Абдразаковым, он же и исполняет заглавную партию. В оперной афише также «Аттила» Верди, в которой Шаляпин хоть и не пел, но все-таки это редкая опера для баса, поэтому она более чем уместна в программе «Шаляпинских вечеров» (постановка Ильдара Абдразакова, 2019).
Худрук Аскар Абдразаков концепцию фестиваля формулирует так: важно, с одной стороны, показать уровень башкирских артистов, «но в то же время мы приглашаем звезд и тем самым подтягиваем наших певцов до звездного уровня». При этом в афише − исключительно репертуарные спектакли театра, в которые «инсталлируются приглашенные артисты: для зрителя важно не просто услышать хороших исполнителей, ему хочется чего-то еще – вдруг какая-то новая, интересная интерпретация?» Действительно, участие именитых гостей каждый раз становилось событием. Татьяна Сержан (Мариинский театр) и Шота Чибиров («Геликон-опера») спели в «Аттиле» 20 мая (а заглавную партию исполнил при этом свой солист – Артур Каипкулов). А «Дон Кихот» 22 мая состоялся с солистами Мариинки Михаилом Колелишвили и Анной Кикнадзе в главных ролях (а в партии Санчо Пансы выступил опять-таки солист Башкирского театра Рим Рахимов). Ну и, конечно, украсили афишу 25 мая один из наших лучших баритонов, солист Мариинского театра Владислав Сулимский, исполнивший заглавную партию в опере «Князь Игорь», и его партнеры Мария Баянкина и Игорь Морозов.
Не менее любопытны особые, неоперные проекты «Вечеров» − например, балет «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» Ивана Складчикова и Олега Габышева (премьера состоялась в ноябре 2023 года). Казалось бы, где Шаляпин и где балет? Но в этой постановке образ Шаляпина, друга Рахманинова, выписан образно, выпукло, он придуман оригинально – именно как оперная роль. Певец прощается со своим другом и с самой жизнью музыкой «Бориса Годунова» в исполнении харизматичного Аскара Абдразакова.
В Греческом зале меж тем показали еще один специальный проект фестиваля – музыкально-драматический спектакль «Два огромных человека. Шаляпин и Горький» − о драматической дружбе двух великих людей, которая, начавшись на «взаимных аплодисментах», закончилась полным крахом. Все этапы большого пути, историю их непростых отношений, в которых бьющие через край эмоции, блестяще раскрыли солист «Геликона» Алексей Тихомиров (Шаляпин) и артист Казанского русского драматического театра имени В.И.Качалова Иван Крушин (Горький). В роли ведущей – автор сценария, московская журналистка и музыковед Ольга Русанова, за роялем была Алсу Барышникова. Эта документальная пьеса основана на письмах, книгах и мемуарах самих героев и близких им людей. Спектакль был создан по заказу Шаляпинского фестиваля в Казани, там же впервые показан в 2023 году, а сейчас состоялась его уфимская премьера и так же, как в Казани, он пришелся зрителям по душе (постановка режиссера Башкирской оперы Ляйсан Сафаргуловой).
Ну и еще один яркий фестивальный гвоздь – программа «В главной партии – Федор Шаляпин»… Солисты театра – Назгуль Ибрагимова, Ильгам Валиев, Айгиз Гизатуллин, Олеся Мезенцева и многие другие – исполнили фрагменты из шаляпинских опер («Фауст», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Садко», «Русалка» и не только). А Аскар Абдразаков спел произведения Равеля, Ибера и Массне, посвященные Дон Кихоту – герою, особенно важному в судьбе Шаляпина.
Отдельный поклон симфоническому оркестру Башкирского театра оперы и балета, который почти все вечера уверенной рукой вел дирижер Артем Макаров, руководитель оркестров Большого театра Беларуси и Детского музыкального театра имени Натальи Сац.
Какова дальнейшая судьба «Шаляпинских вечеров в Уфе»? Как часто они станут проходить? Этот вопрос я задала генеральному директору театра Александру Алексееву, который пообещал приложить все силы, чтобы фестиваль вновь стал ежегодным. Правда, он будет проводиться немного в другое время. Сейчас его провели в мае, чтобы приурочить к открытию Музея музыки имени Шаляпина, в создании которого театр принимал деятельное участие. В дальнейшем, по словам Александра, он вернется в афишу декабря, как это и было изначально, поскольку именно в декабре 1890 года состоялся дебют Федора Ивановича в Уфе на оперной сцене – он исполнил партию Стольника в опере Монюшко «Галька» в Зимнем театре, который, к сожалению, не сохранился.
Ближайшие проекты Башкирского оперного театра тоже связаны с именем Шаляпина: это новые постановки «Бориса Годунова» и «Севильского цирюльника» – важнейших опер в репертуаре великого артиста.