Шекспир и не только События

Шекспир и не только

Трагедии великого английского драматурга связали музыку Антонина Дворжака, Рихарда Штрауса и Сергея Прокофьева

Всевозможные шекспировские фестивали – весьма распространенное явление в мире театра. Дни, недели, месяцы нескончаемых постановок, поэтические вечера… Но какое отношение это имеет к концерту Национального филармонического оркестра России в Концертном зале имени П. И. Чайковского, спросите вы. Ответ предельно прост: на афишах большими буквами красуется название – «Посвящение Уильяму Шекспиру».

Влияние английского гения театра на культуру и искусство столь велико, что никак не могло обойти стороной музыку. Драматические произведения Шекспира – превосходный материал для либреттистов: у всех на слуху оперы Джузеппе Верди «Отелло» и «Фальстаф», балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», музыка к которому завершала – к явному удовольствию слушателей – прошедший концерт. К шекспировским сюжетам композиторы часто обращались и в своих инструментальных сочинениях. Закономерно возникает вопрос: чем же тогда так интересна именно эта программа? А концерт и правда особенный: оркестр под управлением Арсентия Ткаченко исполняет настоящие раритеты – произведения, которые может не знать даже самая искушенная публика.

Антонин Дворжак. При упоминании этого имени первыми вспомнятся, скорее всего, Славянские танцы, симфония «Из Нового Света» или опера «Русалка». Концертная увертюра «Отелло» появляется на афишах чрезвычайно – и незаслуженно – редко. Написанное в зрелый период произведение чутко выражает всю бурю страстей шекспировской трагедии. Пылкость чувств, мучительность ревности вместе с удивительно светлыми в своей лирике образами природы позволяют композитору в красках рассказать историю всепоглощающей любви – ведь «Отелло» является последней из трилогии симфонических увертюр Дворжака «Природа, Жизнь и Любовь». Этот авторский замысел, безусловно, угадывался в исполнении оркестра, уверенно ведомого молодым дирижером.

Симфонические поэмы Рихарда Штрауса часто включаются в программы концертов, но «Макбет» – одна из ранних и первая на литературный сюжет – сейчас практически не исполняется. А ведь композитору удалось с потрясающей точностью передать содержание шекспировской трагедии! Суровый тон, мрачность, коварство и жестокость, бушующая стихия и фантастические образы потусторонних сил – музыка Рихарда Штрауса уже в этом раннем опыте имеет удивительно мощное воздействие на слушателя. Благодаря музыкантам Национального филармонического и Арсентию Ткаченко нам повезло испытать это на собственном опыте.

Арсентий Ткаченко

Кажется, что концертная программа выстроена идеально – оба отделения открываются редкими, по-настоящему раритетными симфоническими произведениями, связанными между собой именем великого английского драматурга, в финале оркестр на радость публике исполняет фрагменты из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Но среди прозвучавших в концерте сочинений одно стоит особняком. Первый скрипичный концерт Филипа Гласса, с какой стороны ни смотри, никак не связан с творчеством Шекспира. Сам дирижер объяснил подобное «выпадение» произведения из общей концепции так: раз в программе уже сочетаются редкие произведения разных композиторов, почему бы заодно не побаловать публику Глассом – американцем-минималистом? Украшением концерта  – им, по мнению Арсентия Ткаченко, является солист – в данном случае должен был стать венгерский скрипач Кристоф Барати. К сожалению, он не смог приехать, и его заменил (и успешно) Павел Милюков. Исполнение им концерта, приуроченное к 85-летию автора, ясно демонстрировало слушателю уникальный авторский стиль Гласса: красивая и весьма интересная с точки зрения композиторской техники музыка и правда «побаловала» слушателя. Но «музыка повторяющихся структур»  (иными словами – минимализм) современного композитора составила ощутимый контраст к окружающим его Дворжаку и Штраусу. Вместе с отсутствием связи с Шекспиром это заметно выделило скрипичный концерт из общей программы, во многом нарушив ее логичность и целостность.

Павел Милюков

 Посвящение Национального филармонического оркестра России, Арсентия Ткаченко и Павла Милюкова Шекспиру получилось чрезвычайно любопытным: разные авторы, редко исполняемые произведения, неожиданно оказавшийся в программе Филип Гласс, к английскому драматургу никакого отношения не имеющий… Ведь на самом деле возможно, что подобная нелогичность сделала концерт даже более интересным. Ну, а известная всем и любимая многими музыка Прокофьева стала своеобразной «вишенкой на торте» – приятным подарком публике, откликнувшейся на него долгими овациями, которые музыканты, безусловно, заслужили.

Беллини в неоклассической скорлупе События

Беллини в неоклассической скорлупе

В Перми поставили оперу «Норма». Шедевр эпохи бельканто пермяки увидели впервые спустя почти 200 лет после его создания

И снова Брукнер События

И снова Брукнер

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан закрыл сезон Восьмой симфонией Антона Брукнера

Пост-постскрипт События

Пост-постскрипт

В Большом театре продюсер Юрий Баранов и компания MuzArts представили новую версию программы современной хореографии

Опера, существующая в двух мирах События

Опера, существующая в двух мирах

В Концертном зале Музея Победы состоялось историческое событие – сценическая постановка оперы В. Ульмана «Император Атлантиды»