«Шелест леса» и космические ритмы События

«Шелест леса» и космические ритмы

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступил под управлением Феликса Коробова

Прошедший в феврале концерт, в программе которого прозвучали симфонические фрагменты из опер Вагнера и Третья симфония Брукнера, стал вторым в рассчитанном на два года абонементе, посвященном грядущему в сентябре этого года 200-летию со дня рождения австрийского симфониста. Регулярно приезжающий в последнее время в Петербург Феликс Коробов сумел найти хороший контакт с Заслуженным коллективом, оркестром именитым, но не самым простым в плане взаимодействия, а также получить искреннее признание у публики. Большой зал филармонии был в тот вечер полон, и слушатели с должным пиететом внимали и громовым раскатам оркестрового тутти, и нежным обволакивающим звукам струнных, и пульсирующим ритмам у медных духовых.

Для Феликса Коробова обращение к брукнеровской партитуре – история сравнительно недавняя. Влюбленный в музыку Верди, он обходил Вагнера и его последователей как антагонистов великого итальянца. Но поступившее однажды от Нижегородской филармонии предложение продирижировать Третью симфонию Брукнера заставило маэстро пересмотреть свои взгляды и начать погружаться в недооцененный ранее звуковой мир. Таким образом, именно Третья симфония Брукнера, продирижированная в этот раз в Петербурге, стала «ключом» к открытию позднего немецкого романтизма, представшего у Коробова в меру академичным, но при этом достаточно импульсивным и живым. Прозвучавшие в первом отделении три симфонических фрагмента из опер Вагнера мыслились дирижером как единый цикл. Первые же звуки струнных в «Шелесте леса» из «Зигфрида» настроили на возвышенный и умиротворяющий лад, вызвав ассоциации не столько с покрытыми густой растительностью горами в Германии, сколько с русской природой, одним из певцов которой был Римский-Корсаков. И хотя Николай Андреевич в сторону сумрачного немецкого гения высказывался порой довольно сердито, связь между его вступлением к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Шелестом леса» определенно существует, и в игре петербургского оркестра «русский» акцент Вагнера был хорошо слышен. Дирижер очень хорошо выстроил баланс между группами, подчеркнув отдельные краски (например, унисон флейт с гобоями, мерцающие звуки колокольчиков) и избежав перегрузок по общей громкости. Сыгранное вслед за «Шелестом леса» вступление к опере «Парсифаль» было представлено как симфоническая медитация. Сдержанный темп, отсутствие резких динамических перепадов и немного сглаженные акценты. Особенно это было слышно в соло духовых, которые, увы, не всегда звучали достаточно чисто. Зато хоралы у струнных были наполнены теплотой и нежностью. Прозвучавший в заключении первого отделения вагнеровский хит, «Полет валькирий», в интерпретации Коробова превратился скорее в шествие гордых воительниц-дев, фанфары духовых были сыграны безо всякой суеты, очень торжественно и помпезно, словно настраивая на образы представленной во втором отделении брукнеровской симфонии.

Как известно, ряд брукнеровских симфоний, в том числе и посвященная Рихарду Вагнеру Третья, существуют в разных версиях. Феликс Коробов обратился к третьей редакции, сделанной спустя полтора десятка лет после завершения партитуры. При неизменной структуре в ней были немного сокращены «божественные длинноты», присущие первоначальному варианту. Брукнеровская партитура была представлена Коробовым как впечатляющая сага космического масштаба. Сыгранные в первом отделении три фрагмента из Вагнера словно определили основные образы симфонии: природа в ее потрясающем величии и мощи, молитва-медитация с искренним обращением к престолу Всевышнего и, наконец, сражение с его неукротимой яростной энергией, противостояние, выраженное в том числе в неумолимом беге времени. Эти топосы в разной пропорции присутствовали в четырех частях симфонического полотна. В первой части оказалось больше энергии борьбы, во второй – молитвенного созерцания с аллюзиями на вагнеровские темы с их характерными «вздохами». Очень удачной получилась третья часть, Скерцо, с ее контрастами между темой-мотто крайних разделов и очаровательными танцевальными рефренами, в которых композитор словно имитирует звучание народных оркестров, которые он мог слушать в окрестностях своего монастыря. Финал же был наполнен неудержимым движением стихии и даже напомнил в своем бурлении отдельные моменты Симфонии № 3 Прокофьева, куда русский композитор включил фрагменты из своей оперы «Огненный ангел». И здесь Феликс Коробов очень хорошо продемонстрировал перспективу, прочерченную Брукнером в мятущийся двадцатый век, когда симфонии австрийского чудака-отшельника наконец-то смогли оценить в полной мере. Брукнер вполне современен и в веке двадцать первом, ведь в его симфониях есть «базовые элементы», присущие всегда искусству, а значит, история обязательно должна продолжаться.

 

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой