Шесть часов в Доме Радио События

Шесть часов в Доме Радио

От барочного натюрморта до композитора за диджейским пультом

Во всем многообразии событийной программы Дома Радио спецпроект к 14 февраля стоит особняком. Это многочастное и многоуровневое действо, вовлекающее зрителя через разные каналы восприятия. О перцептивном опыте, предложенном проектом innocent when you dream, попробуем поразмышлять.

Гостей ждали к 19:00. Интерьеры Дома Радио были погружены в сумрак и аромат гуще и слаще привычного. В центральном фойе расположилась инсталляция-пролог к премьере Андреаса Мустукиса The Lovers’ Table: роскошно сервированный стол, словно с полотен мастеров эпохи барокко, изящные драпировки, сосуды аутентичных форм, цветы, фрукты и, конечно, свечи. По двум сторонам длинного стола были расставлены стулья, но действующих лиц композиция не предполагала и выглядела законченной в жанре натюрморта. Зато среди фланирующих по темному фойе гостей проносилась на бесшумных роликах белоснежная девушка-перформер – дух и муза будущей премьеры.

Наконец, публику пригласили в зал на сочинение Теодора Курентзиса из недавнего спецпроекта-посвящения «Вечернее собрание Марины Цветаевой». В той программе оно исполнялось в финале, а в этот раз открывало вечер, и в качестве композиции-погружения, практически инициализации, вскрылось даже убедительнее. Сам автор присутствовал в зале, несмотря на плотный график гастролей по регионам России (12 февраля у оркестра musicAeterna был концерт в Норильске, а 17-го – в Красноярске). Сочинение написано на последнее стихотворение Цветаевой «Все повторяю первый стих…», но сохранен и внутренний диалог с Арсением Тарковским – на экран транслируются именно его поэтические строки:

Стол накрыт на шестерых –
Розы да хрусталь…
А среди гостей моих –
Горе да печаль.

Смысловая связка с инсталляцией в фойе возникает сразу, к тому же вокальный ансамбль из шести девушек размещен за двумя длинными столами по сторонам от центральной фигуры (Елена Гурченко – голос). В составе музыкантов – клавишные, ударные, а также арфа, гитара, терменвокс и электроника, дирижировал Евгений Воробьев. Исполнительницы извлекали звук в том числе кухонными ножами и битьем фарфоровой посуды. Елена Гурченко разымала слова на отдельно артикулируемые звуки, проводя ритуал перехода в иное пространство – смерти, а для зрителей – сна, того самого dream, где можно быть невинным (innocent), но чувственным. Покидая зал, каждому предстояло пройти сквозь ослепляющий столп света.

В антракте уже красным огнем манило пространство аванзалов бара, куда спускались по узким лестницам. За фортепиано, дополненным синтезатором и электрогитарой, импровизировал Кирилл Нифонтов – артист хора и мультиинструменталист. Было многолюдно и даже тесно, но публике не хотелось вырваться из этой атмосферы ради предстоящего киносеанса. Показ фильма Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987) занял центральное место в программе. Довольно спорное решение, учитывая, что его хронометраж более двух часов. Поначалу переключиться в режим пассивного созерцания, отринув прочие разбуженные рецепторы, было непросто. Сам фильм, безусловно, соответствовал тематике вечера и стилистически, и по смыслу: он о пути из вечности в бытие – по сути, антипод предшествовавшему перформансу. Но если в перформансе был парадокс в обострении чувств на границе миров, то в фильме все линейно, и спустя полтора часа вместе с героем Бруно Ганца зрители вновь обретали восприимчивость ко вкусам, запахам и окружающему пространству.

Далее состоялась премьера электронного сочинения Андреаса Мустукиса The Lovers’ Table. Это монументальное полотно продолжительностью около часа состояло из многоканального звука, видеопроекции и световой партитуры. Андреас отправлял слушателей в космос, стремясь лишить не только осязания, но и гравитации. Затем космос распадался на хаос и техногенные паттерны, и антропоморфные мотивы сменялись пиксельной дигитальностью. Иногда звук будто побуждал к движению, но время коллективной импровизации еще не пришло. В момент кульминации вновь возникла белоснежная девушка на роликовых коньках, заняв затем место в первых рядах в ожидании развязки.

Ближе к полуночи возник второй антракт как возможность вновь спуститься в аванзалы бара. Там к джем-сессии Кирилла Нифонтова присоединились танцовщики musicAeterna Dance: нам удалось застать импровизацию Максима Клочнева, Алевтины Грунтовской и хореографа Анастасии Пешковой. Свобода, открытость, жадность до действия и щедрость отдачи, которую транслировали артисты, действовали на гостей завораживающе. Зрители вжимались в стены, чтобы дать танцовщикам больше пространства и ухватить мгновение. В труппе MA Dance всего двенадцать человек (считая художественного руководителя и хореографа), они в постоянном и интенсивном лабораторном процессе, но их выступления в Петербурге случаются нечасто: на 1 марта намечен перформанс Love Will Tear Us Apart на Новой сцене Александринского театра. Интересно, что Love Will Tear Us Apart вырос из первого спецпроекта к 14 февраля 2022 года и одноименен ему, но тогда до рождения собственной танцевальной труппы в системе musicAeterna оставалось еще около полугода.

Последний час вечера, уже полноценно перешедшего в ночь, был отдан композиторам-резидентам Дома Радио – Виктории Харкевич, Алексею Сюмаку, Кириллу Архипову и приглашенному саунд-дизайнеру Луке Козловацки, которые поочередно вставали за диджейский пульт в Первой студии, предлагая то комфортную, то довольно экстремальную в своих переходах музыку. Здесь импровизировать в движении разрешалось всем, но пустота пространства не пугала лишь завсегдатаев продвинутого потока «Пляса» (одного из самых популярных направлений публичной программы Дома Радио).

Сценарий спецпроектов к 14 февраля никогда не повторяется и ежегодно выстраивает для гостей неожиданный маршрут, даже если таймлайн объявлен заранее. Этот вечер был третьим, и, надеемся, что последует продолжение традиции в следующем году, ведь, помимо прочего, такие события служат маркером витальности институции, ее творческого здоровья.

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова

Свет непогасших минут События

Свет непогасших минут

В Башкирском театре оперы и балета прошел концерт к столетию Наримана Сабитова