Шесть тихих финалов События

Шесть тихих финалов

В Московской филармонии исполнили редкие произведения Стравинского

Каждый концерт цикла «Весь Стравинский», который создан и проходит под руководством Ярослава Тимофеева в Московской филармонии, дарит столичным меломанам (да и не только им) массу сюрпризов. В этот раз, на третьем концерте, были представлены сочинения Игоря Федоровича, созданные в период с 1910 по 1913 год. Всех их, как сказал Ярослав Тимофеев, объединяет то, что они заканчиваются тишиной. Шесть произведений – шесть тихих финалов.

Первое отделение было посвящено сочинениям, в которых Стравинский искал собственный стиль – в это время он пытался писать в духе Дебюсси и ненадолго обратился к эстетике символизма. Кантата «Звездоликий» на слова Константина Бальмонта – пожалуй, самое загадочное творение. Поэтический текст описывает Бога, его диалог с человечеством – Всевышний объявляет наступление Апокалипсиса, но в музыке его мы не услышим. Это произведение Стравинский посвятил своему французскому коллеге, Клоду Дебюсси, однако тот не спешил растворяться в похвалах и резюмировал, что «такая музыка может быть исполнена только на Сириусе». Впрочем, с ним нельзя не согласиться – это творение вообще не похоже ни на одно из произведений Стравинского. Оно окутывает и погружает в какое-то особое состояние, созерцательное и мистическое. Тончайшая звукопись оркестровой партитуры напоминает язык великого француза, но жеманности и рафинированности, свойственной ему, тут нет и в помине. А звучание хора – словно доносящиеся откуда-то свыше аккорды божественного органа (исполнители – Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова).

Два стихотворения Поля Верлена для баритона и малого оркестра – еще одна попытка Стравинского поэкспериментировать во французском стиле, на этот раз а-ля «Пеллеас и Мелизанда». Стихи рассказывают о двух ночах: в одной господствуют образы светлой любви, а в другой – угасание и смерть. Но композитор решил максимально уменьшить контраст двух состояний, так что сочинения очень похожи между собой — и мягким лиризмом, и романсовостью, и некоторой недосказанностью. Их исполнил Дмитрий Чеблыков – обладатель элегантного баса-баритона. Он интерпретировал эту музыку с должным погружением в смысл сочинения и не позволял себе выйти на первый план, оставляя простор звучанию тонких, словно мерцающих в ночной тиши, созвучий. Самая ожидаемая часть программы – мировая премьера арии Шакловитого из «Хованщины» Мусоргского в оркестровке Стравинского и первое исполнение заключительного хора оттуда же. Эти два фрагмента считались частично утраченными – хор как будто бы сохранился только в виде клавира. Но в 2012 году Ярослав Тимофеев в архиве Стравинского в Фонде Захера в Базеле обнаружил эскизы композитора к «Хованщине» и смог собрать почти полную версию двух вышеназванных номеров. Как сказал сам исследователь, «рукописи восстановлены с точностью девяносто процентов». Дмитрий Чеблыков быстро переключился из полуфранцузской стилистики в чисто русскую, не перемудрил с пафосом, а наоборот, спел арию Шакловитого несколько интимно и подчеркнуто доверительно. Заключительный хор из «Хованщины» – мистический, отчаянно мрачный – завершил первое отделение. Произведение удивительным образом перекликается со «Звездоликим» – они оба вызывают ощущение катарсиса, чего-то абсолютно неземного.

По контрасту с первым отделением, полным экспериментов и поисков, во втором главенствовало самое известное произведение Стравинского – балет «Петрушка». Многокрасочная и максимально колоритная партитура этого балета удивляет и поражает и в наше время. Секрет бессмертия «Петрушки» – в его многоликости и демократичности музыкального языка, русскости и ярко выраженном диалоге со слушателем. Это музыкальное произведение очень образно, в то время как сочинения, прозвучавшие в первом отделении, требуют определенной интеллектуальной подготовки и понимания стилистики, на которую ориентировался Стравинский. Думается, в этом и кроется причина их редкого исполнения.

Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Филиппа Чижевского был максимально аккуратен в плане подачи авторского замысла и невероятно красочен и тонок в деталях. Чувствуется, что исполнители работали с большим удовольствием и явным интересом к новой для них музыке. Ажурная вязь музыкальной ткани деми-французских сочинений Игоря Стравинского передавалась ими с удивительной нежностью и легкостью. А вот «Петрушка», кстати, был исполнен в невероятно скорых темпах – можно только посочувствовать оркестрантам, как они умудрялись переводить дух и успевать за ходом действия. Именно из-за этих непривычных уху ускорений были вполне объяснимы киксы и некоторые сбои – то кларнет опоздает, то флейта не успеет доиграть свой пассаж. Однако в молодых инструменталистах чувствуется та энергия и кураж, благодаря которым некоторые шероховатости забываются, и музыка Стравинского – и редкая, и известная – обретает жизненную полнокровность.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории