Щелкунчик на вечной мерзлоте События

Щелкунчик на вечной мерзлоте

В Заполярном театре драмы открылся фестиваль «Норильские сезоны»

Бескрайняя, будто инопланетная снежная пустыня, посреди которой высятся дымящие заводские трубы, неожиданно оборачивается парадным классицистским социалистическим городом с неуловимо питерскими по облику площадями и арками. Именно такое впечатление производит Норильск на путника, впервые оказавшегося в этом городе. Инаковость жизни за полярным кругом ощущается во всем: в окружающих пейзажах, в деталях городской среды, в особом северном гостеприимстве жителей, для которых остальная Россия – «материк», зимой доступный лишь на самолете. Изолированность от остальной страны неизбежно порождает и определенный дефицит культурных событий, особенно заметный в музыкальной сфере. Повсеместная цифровизация не способна его восполнить: только живая встреча с музыкой по-настоящему согревает души, замерзшие долгой полярной ночью. Именно поэтому любое культурное событие для Норильска особенно важно: по-настоящему понять это жителям мегаполисов «материковой» России едва ли возможно.

В 2025 году компании «Норникель» исполняется девяносто лет, и к празднованию этой даты решено было приурочить новый фестиваль. «Норильские сезоны» поражают в первую очередь размахом планирования и разнообразием программы – он будет проходить в течение всего года, ожидаются и музыкальные вечера, и гастроли ведущих театров, и мастер-классы именитых деятелей искусства… Открытие фестиваля было доверено ГАСО имени Светланова под управлением Федора Безносикова. Для норильчан-меломанов приезд в город знаменитого столичного коллектива стал огромным событием: билетов не было в продаже уже за неделю до концерта!

Программа вечера, названная «Сказки по нотам», была придумана Ярославом Тимофеевым, и основной идеей ее было контрастное сопоставление двух волшебных историй. В первом отделении – главный новогодний хит Чайковского: «Щелкунчик» по-особому звучит в атмосфере города, где зима длится девять месяцев. Так или иначе, наше восприятие этой гениальной музыки по привычке происходит сквозь призму ее хореографического воплощения, концертное же исполнение становится самоценным лишь в контексте яркой субъективной интерпретации. Федору Безносикову и руководимому им коллективу это удалось: партитура Чайковского была исполнена очень рельефно, насыщенно по тембровым краскам, убедительными казались и сдержанные темпы, к которым был склонен дирижер. Отсутствие балета самого по себе парадоксальным образом стало «плюсом» – было интересно следить за симфоническим развитием сочинения и смаковать музыкальные детали, упускаемые обычно театральными зрителями. Отметим, что определенным вызовом оркестру стала акустика зала Заполярной драмы, предназначенная в первую очередь для актерской речи, а не симфонического полотна. Остается лишь мечтать о появлении в городе полноценного концертного зала: Норильск этого бесспорно достоин!

Во втором отделении Ярослав Тимофеев как составитель программы пошел на определенный риск: публике была предложена «История солдата» Стравинского (или, в полном авторском варианте, «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая»). Сочинение, концепция которого была вдохновлена идеей бродячего театра, кажется, на первый взгляд, доступным для восприятия широкой публики, но это впечатление, как часто бывает у Стравинского, обманчиво.

 

За фасадом архетипической крестьянской истории о солдате и потусторонней силе скрывается философская притча, в полной мере доступная лишь весьма опытному слушателю, привычному к соответствующей эстетике. Конечно, для неискушенной части норильских меломанов прослушивание Стравинского стало определенным испытанием, но просветительский пафос Ярослава Тимофеева в данном случае все же оправдан: нельзя все время гладить публику «по шерстке», избегая трудных задач просвещения аудитории.

Масштабное полотно Стравинского было представлено на стыке концертного и сценического воплощения: музыка сопровождалась визуальным рядом, проецируемым на задник (за него отвечал Владимир Гусев), однако Рассказчик, Солдат и Черт (Виктор Рыжаков, Евгений Цыганов и Юлия Хлынина) оставались сугубо в амплуа чтецов, без каких-либо моментов актерской игры. Это, пожалуй, и стало единственным спорным моментом действа: любимые отечественной публикой актеры, конечно же, могли бы без труда добавить красок своей яркой игрой. В остальном «История солдата» (а для Норильска с большой долей вероятности исполнение этого сочинения было премьерой) стала бесспорным успехом. Виртуозно показали себя солисты из числа оркестрантов ГАСО, в особенности хотелось бы отметить скрипача Алексея Гуляницкого и трубача Александра Лебедева, подчеркнем и мастерство дирижера Федора Безносикова, сумевшего выстроить форму этого коллажного и чуть рыхлого полотна. Такой интерпретации позавидовали бы и отечественные культурные столицы, для Норильска же исполнение «Истории солдата» стало, вероятно, событием на грани сенсации.

Надолго запомнившийся публике концерт – лишь первый триумфальный аккорд фестиваля. Впереди – гастроли театра «Мастерская Петра Фоменко», а осенью на «Норильских сезонах» планируют представить музыкальную сказку «Бременские музыканты». Ожидаются и другие события. Фестиваль уже стал одной из главных тем в разговорах норильчан, многие пытаются переносить свои отпуска, чтобы не пропустить важные события. Девиз «Норильских сезонов» – «фестиваль открывает город», и спорить с этим невозможно: суровые заполярные земли получили такой праздник искусства, которым бы гордились и наши главные культурные центры, а жители Норильска по праву могут чувствовать теперь не оторванность от «большой земли», а вовлеченность в напряженную и захватывающую культурную жизнь страны.

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев