Шостакович над временем События

Шостакович над временем

В Самаре проходит Четвертый международный фестиваль в честь классика XX века

Имя Шостаковича – один из брендов Самары. В прошлом году тут широко отмечали первое исполнение Ленинградской симфонии, которая была написана в небольшом доме на Рабочей улице. В 2006 году ее переименовали в честь великого композитора, а в 2019-м установили ему памятник в сквере возле Оперного театра: Дмитрий Дмитриевич словно торопится на репетицию своего опуса, вписавшего его в мировую историю. А в 2022 году присвоили его имя Самарскому театру оперы и балета.

Фестиваль призван нести музыку Шостаковича в массы, помещая ее в контекст разных видов искусств. Ведь и сам Дмитрий Дмитриевич испробовал себя и как кинокомпозитор, и как автор оперетт, ревю, балетов, опер. Написал 15 симфоний и 15 квартетов, а также сочинения во многих вокальных и камерных жанрах. Поэтому составить программу, с одной стороны, просто, ведь выбор практически безграничен, с другой стороны, организаторы хотели привезти культурные новинки, топовых артистов – и тут уже без серьезной поддержки правительства области не обойтись. Губернатор Дмитрий Азаров серьезно отнесся к фестивалю, посетил программу «Территория любви» Никиты Михалкова в Драмтеатре, произнес приветственную речь на гала-концерте в Оперном театре, подчеркнув важность фестиваля как способ сплочения людей вокруг нашей истории и духовных традиций. Высказал он и слова одобрения в адрес художественного руководителя фестиваля, председателя Самарского отделения Союза композиторов России Марка Левянта.

Д. ШОСТАКОВИЧ АНТИФОРМАЛИСТИЧЕСКИЙ РАЕК ВАЛЕРИЙ ПОЛЯНСКИЙ МЕЛОДИЯ

Его усилиями фестиваль, получив новый заголовок «Шостакович. Над временем»,  сменил в этом году курс на более сбалансированную концепцию. В ней нашлось место концерту сочинений современных российских композиторов, гастролям труппы Сергея Полунина с драматическим балетом «Распутин» на музыку Кирилла Рихтера и театра Леонида Якобсона с миниатюрами и одноактовками знаменитого ленинградского хореографа, интерактивному концерту «Импровиз-рояль», показам драматических спектаклей с музыкой – «Угрюм-река» и «Евгений Онегин», выступлению ансамбля современной хоровой музыки Altro Coro РАМ имени Гнесиных под управлением Александра Рыжинского. Молодые певцы привезли любопытную программу, поставив хоровые опусы Шостаковича в контекст творчества современников. «Сочинения Сергея Рахманинова и Николая Голованова характеризуют облик периода формирования молодого Дмитрия Шостаковича. Духовная же музыка Георгия Свиридова, Родиона Щедрина и Альфреда Шнитке, напротив, формирует линию преемственности. Интригой программы является сопоставление в одном концерте духовной музыки современников Шостаковича и четырех фрагментов из знаменитого цикла мастера “Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для смешанного хора без сопровождения” – сочинения, не просто светского, но относящегося к области так называемого политического ангажемента. Однако предложенный выбор поэм призван продемонстрировать интонационно-гармонические, фактурные пересечения между поэмами Шостаковича и образцами православных песнопений XX века. Вторая интрига программы заключена в параллели Дмитрия Шостаковича и Арво Пярта – как может показаться, очень далеких в стилевом отношении композиторов. Однако сосуществование их сочинений в одной программе неожиданно выпукло выявляет то общее, что есть у представителей старшего и младшего поколения, – интонации щемящей тоски по утраченной классической чистоте и в то же время вера в непреходящую ценность гармонии в музыке, которая определила дистанцирование Шостаковича и позднего Пярта от крайностей авангарда», – комментирует Александр Рыжинский.

Логично вписались в афишу постановки на музыку Шостаковича Самарского театра оперы и балета – «Барышня и хулиган» и «Леди Макбет Мценского уезда». В день рождения композитора, 25 сентября, пригласили Российский национальный оркестр с Денисом Власенко за пультом и худруком оркестра Александром Рудиным в качестве солиста-виолончелиста.

Основную программу дополнила «Школа культурной журналистики», где выступили автор этих строк Евгения Кривицкая и обозреватель «Радио России» Ольга Русанова. Приятно, что в местном Союзе журналистов  собрались многие пишущие в СМИ авторы Самары, а также молодежь, ищущая себя в этой профессии. Состоялся также круглый стол для музыковедов под предводительством профессора Всеволода Задерацкого.

Открытие фестиваля в Оперном театре было призвано утвердить выбранный курс и продемонстрировать широкий спектр жанров. Праздничная увертюра Шостаковича, «палочка-выручалочка» любых торжественных мероприятий, бодро и оптимистично прозвучала в исполнении АСО Самарской филармонии и его руководителя Дениса Власенко. Продолжением темы советской классики и самарских брендов стали фрагменты из балета «Конек-горбунок» Родиона Щедрина, ребенком попавшим в эвакуацию в Куйбышев и присутствовавшим на генеральной репетиции той самой премьеры Седьмой симфонии. «…Отец взял меня с собой, запасшись моим клятвенным обещанием сидеть тише мыши. Первый раз в истории музыки прозвучало целиком это великое произведение, ставшее легендой», – вспоминал потом Щедрин.

Искусство драматического театра было представлено персоной Сергея Шакурова, прочитавшего фрагменты из «Полтавы» Пушкина. Выбор поэмы про предательство гетмана Мазепы, его сговор со шведами против русского императора Петра Первого явно намекал на исторические параллели с сегодняшним днем. Впрочем, дело до «Полтавского боя» не дошло, а жаль – оркестр мог бы украсить вечер еще одним эффектным оркестровым номером.

Победитель Первого Рахманиновского конкурса Иван Бессонов солировал в Первом концерте Шостаковича и финале Первого концерта Чайковского, который у него уже «влит» в пальцы. Романтический флер и виртуозная мощь Чайковского пианисту оказались ближе, чем пионерский задор и ироническая усмешка молодого Шостаковича. Стопроцентным попаданием в дух и смыслы стало выступление Хиблы Герзмава, олицетворявшей собой оперное искусство. С большим мастерством, вкусом, личностным отношением она представила целую галерею драматических героинь: королеву Елизавету из «Дона Карлоса», французскую актрису Адриану Лекуврёр (в этой арии Хибла Герзмава «отыграла» дуэт с первой скрипкой оркестра), певицу Флорию Тоску. Хороша примадонна была и в легком жанре. «Сильва», неаполитанские песни и ее коронный бис – «Букет цветов из Ниццы» – подняли зал, и люди устроили стоячую овацию королеве этого вечера.

Вокал, опера будут царить и на заключительном концерте. Квартет мужских голосов во главе с нашим главным басом Ильдаром Абдразаковым подарит еще несколько часов духовной радости. А Самаре респект за мощное культурное высказывание, за создание территории, где все дышит именем и во имя Шостаковича.