Шостакович против Моргенштерна События

Шостакович против Моргенштерна

На сцене московского театра «Школа современной пьесы» прошла церемония премии «Чистый звук»

Эта международная премия, учрежденная Российским музыкальным союзом, вручается за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки. Акция проводится второй раз, но уже получила солидный международный резонанс. По мнению Генерального директора Российского музыкального союза, композитора, дирижера Александра Клевицкого, «Премия стала коммуникативной зоной, где открывается возможность общения и обмена опытом и информацией между звукорежиссерами, композиторами, исполнителями, звукозаписывающими компаниями, представляющими не только Россию, но и другие страны мира». В числе лауреатов –  такие известные зарубежные лейблы, как Sony Classical (за диск «Чайковский-2020», записанный Александром Сладковским и Госоркестром Республики Татарстан), Toccata Classics (победившая с антологией камерной музыки Германа Галынина), Naxos (представившая  запись Пятой симфонии и Арфового концерта Александра Мосолова), Brilliant Classics с первым томом антологии вокальных сочинений Метнера. В лонг-лист попали также звукозаписывающие фирмы Audite с концертами для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича и Claves Records с сочинениями  Вайнберга, Кобекина и Шостаковича.

Но, конечно, главная борьба развернулась между тремя крупными российскими лейблами. Вперед вышла фирма «Мелодия», подавшая около 50 релизов и получившая в шорт-листе 10 номинаций. Из них в число победителей вошли: два альбома из антологии «Звуковой обзор 2/6», второй том «Антологии современной хоровой музыки композиторов России» с Реквиемом Сергея Слонимского. Эти записи были выпущены совместно с Союзом композиторов России. Получая диплом, автор идеи Антологии – профессор, дирижер Александр Соловьёв отметил: «Премия “Чистый звук” – это высокий камертон профессионального качества, настроенный в тренде XXI века, в строе ля 444! В первую очередь эта премия – признание мастерства звукорежиссеров, без которых было бы невозможно запечатлеть мгновения сценического полета музыки для слушателей не только сегодняшнего дня, но и будущего». Об этом сказала и Карина Абрамян, первый заместитель Генерального директора «Мелодии»: «Эта премия для нас самая важная. Не было бы ни одного диска, если бы со всеми исполнителями, композиторами не работали бы звукорежиссеры».

Также «Мелодия» получила первое место в номинации «Камерный инструментальный ансамбль» с релизом «Музыка для Алексея Любимова» Павла Карманова в исполнении мэтра российской фортепианной школы Алексея Любимова и Opensound Orchestra.

Следующая по продуктивности – Студия звукозаписи Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Пять номинаций в шорт-листе, из которых награжден альбом с камерными сочинениями Юрия Буцко (звукорежиссер Руслана Орешникова), романсы Сергея Рахманинова (звукорежиссер Михаил Спасский) и диск «Русское Рождество» (звукорежиссеры Михаил Спасский и Мария Соболева).

Особое внимание привлекла номинация «Реставрация архивных аудиозаписей»: победителем в ней вышла опять-таки «Мелодия», представив диски «Шостакович играет Шостаковича» и «Николай Каретников. Симфония № 4». Третье место взяла Московская консерватория с записью «Святослав Рихтер в ансамблях».

Вручавший премии профессор, музыковед Всеволод Задерацкий признался: «Я слышал, как Шостакович играл Шостаковича. Он приезжал во Львов и исполнял несколько сочинений из цикла “24 прелюдии и фуги”. Это была не просто аутентичная интерпретация,  а нечто священное для нас всех. Мы чувствовали, что мы общаемся с гением, который будто творит для нас здесь и сейчас». По словам Задерацкого, сама эта акция, сам факт подобного конкурса – замечательное завоевание и достижение Российского музыкального союза: «Премия затрагивает весь корпус академических музыкантов, а также тех людей, которые совершают цивилизационное чудо – сохранение артистического исполнительского искусства для истории. Номинация “Реставрация архивных записей” –  может быть, самое яркое проявление фиксации в истории того, что уже недоступно сегодня нашему вниманию, и вдруг, благодаря этому чуду, оживает вновь».

О труде реставраторов, остающихся, как правило, в тени громких имен великих артистов – героев записей, говорила и Карина Абрамян. Были отмечены два звукорежиссера фирмы «Мелодия» Надежда Радугина и Елена Барыкина, а также реставратор Елена Дойникова из МГК. Благодаря их ювелирному искусству к слушателям вернулись работы таких легендарных мастеров в области звукозаписи, как Александр Гроссман и Игорь Вепринцев.

Третий серьезный игрок на этом поле – лейбл Fancymusic, выпускающий преимущественно диски в области современной музыки. Первое и третье место в номинации «Опера»  заняли диски «Octavia. Trepanation» Дмитрия Курляндского  и «52» композитора Александра Маноцкова.

Среди лауреатов были и независимые лейблы – например, Детский музыкальный театр имени Н.И.Сац представил диск с музыкой легендарного балета «Синяя птица». Это почти невозделанная целина – наши отечественные театры, пожалуй, за исключением Большого и Мариинского, крайне расточительно относятся к своей деятельности, не заботясь о качественной видеосъемке и аудиозаписи спектаклей. В результате мы теряем целый культурный пласт, так что стоит пожелать, чтобы эта премия стала стимулом, и сподвигла другие театры поменять свою стратегию и последовать примеру коллег.

Зато планомерно звукозаписывающую работу ведет Российский государственный телерадиоцентр. Его серия «Возрождаем наследие русских композиторов» в этот раз была представлена альбомом с записью Леонида Половинкина. Глава РГМЦ Ирина Герасимова напомнила, что композитор написал эту музыку к спектаклю «Корабль счастье», что может быть воспринято как символ и позитивное пожелание всем присутствующим.

Творческую атмосферу вечера создали концертные номера. Все выступавшие – пианистка и ведущая церемонии Екатерина Мечетина, певица Елена Терентьева, композитор и пианистка Настасья Хрущева, Opensound Orchestra под управлением Станислава Малышева, Камерный хор Московской консерватории со своим лидером Александром Соловьёвым – демонстрировали тот самый «чистый звук» и кристальный художественный вкус, за который радеют учредители и жюри премии. Но, пожалуй, самым необычным выражением сути «Чистого звука» стало исполнение «Вокализа» Рахманинова в аранжировке для терменвокса с оркестром. Олеся Ростовская (отмеченная за диск «Like Breath. Карильонные импровизации») заворожила публику, словно из воздуха рождая трепетную, вызывающую неизъяснимое волнение рахманиновскую мелодию. И эта рукотворная материализация звука убедила, что чудеса возможны, а значит, и любые, самые невероятные цели – достижимы. «Вы такие молодцы, ребята, что пытаетесь противостоять сегодняшней поп-культуре, что противопоставляете живое звучание, академическую музыку рэпу и Моргенштерну, – эмоционально высказался один из участников церемонии, руководитель Театра юного актера Александр Федоров. – Пусть молодые люди слушают чистый звук, ясный звук».

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»

Opus 52: за сценой и немного баек События

Opus 52: за сценой и немного баек

Фестиваль новой музыки в Нижнем Новгороде собрал яркий международный состав

В поисках души События

В поисках души

Урал Опера Балет открыл сезон премьерой «Набукко»

«Спартак» на новом поле События

«Спартак» на новом поле

Шестой фестиваль «Видеть музыку» открылся балетом Хачатуряна «Спартак»